|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА АРМИИ США. БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ
Во время второй мировой войны на вооружении армии США состояли
колесные, полугусеничные и гусеничные бронетранспортеры для перевозки
пехоты. Наиболее массовыми из них были полугусеничные бронетранспортеры,
которых в период 1941-1945 гг. было выпущено более 40 тыс. машин. Это
позволило не только полностью удовлетворить потребности бронетанковых
соединений американской армии в средствах перевозки пехоты, но и
использовать эти бронетранспортеры в целях разведки, для буксировки
артиллерийских систем, транспортировки боеприпасов и других грузов.
Огромное количество их послужило базой для различного типа самоходных
установок. Кроме того, часть машин еще в период войны поставлялась
союзным с США странам.
Почти все бронетранспортеры военного времени были полузакрытого типа с
противопульным бронированием открытого сверху десантного отделения и
вооружены пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм.
Колесные и полугусеничные бронетранспортеры серий М2, М3, М5 и М9
создавались на базе автомобилей повышенной проходимости; они перевозили
10-13 человек десанта.
При создании гусеничных бронетранспортеров использовались, как правило,
готовые базы танков и САУ. Так, гусеничные бронетранспортеры М30, М39 и
М44 построены соответственно на базе танков М3 и М4, САУ M18, танка М26.
Эти машины имели большие габариты и вес соответственно 21, 16 и 22 т.
Они вооружены одним 12,7-мм пулеметом. Вместимость их была различной –
15, 10 и 25 человек десанта.
Бронетранспортеры М39 и М44 использовались во время войны в Корее.
В настоящее время бронетранспортеры периода второй мировой войны с
вооружения армии США в основном сняты. Значительное количество их
поставлено армиям других стран, где они продолжают использоваться до сих
пор.
В послевоенные годы в США созданы и приняты на вооружение гусеничные
бронетранспортеры, которые в отличие от образцов военного времени
строились не на танковых базах, а разрабатывались специально с
использованием танковых и автомобильных агрегатов.
При создании бронетранспортеров последних образцов особое внимание
уделяется обеспечению возможности успешного взаимодействия их с танками
в условиях применения ядерного оружия – противоатомной защите экипажа и
десанта, резкому повышению проходимости, скоростей движения, запаса
хода, уменьшению габаритов и весов до величин, допускающих
транспортировку машин по воздуху, способности с ходу преодолевать водные
преграды, оснащению приборами ночного видения.
Машины выполняются с полностью закрытыми герметизированными броневыми
корпусами, оснащенными фильтро-вентиляционными установками. Бронирование
защищает от осколков снарядов, мин и пулеметного огня.
Для облегчения и ускорения посадки и высадки десанта и обеспечения ему
большей безопасности при этом входные люки устанавливаются на задней
стенке корпуса и выполняются в виде откидных аппарелей или дверей.
Большое значение придается также повышению надежности машин и снижению
их стоимости.
Вместимость большинства новых бронетранспортеров рассчитана на перевозку
одного отделения пехоты 11-12 человек. Все машины вооружены 12,7-мм
пулеметом, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по
низколетящим воздушным целям.
Последние образцы машин имеют удельную мощность свыше 20 л. с./т, что
позволяет им развивать максимальные скорости движения до 65 км/час.
Запас хода их доведен до 320 км. Продолжаются работы по дальнейшему
увеличению запаса хода за счет разработки и использования более
экономичных дизельных двигателей взамен бензиновых и некоторого
увеличения емкости топливных баков.
Плавучесть машин обеспечивается водоизмещением и герметичностью корпуса,
а движителем на воде служат гусеницы, которые в целях повышения
эффективности заключены в специальные гидродинамические кожухи.
Первым послевоенным образцом был бронетранспортер М75, созданный в 1950
г. с использованием силовых агрегатов и деталей ходовой части легкого
танка М24.
Вес и особенно габариты машины по сравнению с бронетранспортером М44
существенно снижены главным образом за счет меньшей численности десанта.
Эта машина вместимостью 12 человек обладала высокой маневренностью,
развивая скорость до 70 км/час. Однако габариты и вес, равный 19 т, все
еще не отвечали требованиям авиатранспортабельности. Машина не была
плавающей. Кроме того, она была дорогой в производстве.
В 1953 г. принят на вооружение новый гусеничный бронетранспортер М59,
изготовленный с использованием деталей ходовой части танка М41 и
стандартных автомобильных агрегатов. Он оказался более дешевым, чем
бронетранспортер М75, однако по вместимости. габаритам и весу он не
отличался от своего предшественника, уступая ему в подвижности за счет
меньшей удельной мощности. Машина преодолевает спокойные водоемы.
Наиболее полно отвечает требованиям принятый на вооружение в 1961 г.
бронетранспортер М113. На этой машине впервые в американской практике в
целях уменьшения веса и обеспечения транспортабельности по воздуху
применен броневой корпус из алюминиевого сплава. Этот бронетранспортер
способен с ходу преодолевать спокойные водоемы со скоростью до 6 км/час.
Бронетранспортер М113 используется в качестве базы для создания боевых и
специальных машин – подвижных пусковых установок ПТУРС, безоткатных
орудий и минометов, санитарной машины, машины связи, подвижного
командного пункта и т. д. На базе силовых агрегатов, узлов и деталей
ходовой части этого бронетранспортера создано многоцелевое гусеничное
шасси ХМ474.
Поскольку бронетранспортеры М75, М59 и М113 являются средством
транспортировки пехоты в район боевых действий для ведения ею боя в
спешенных боевых порядках, их конструкция не предусматривает возможности
ведения десантом прицельного огня из машины под прикрытием брони. Личное
оружие десантники могут использовать лишь, стреляя через люки в крыше
корпуса. Для этого необходимо откинуть или раздвинуть крышки люков и
высунуться из машины, что признается неприемлемым в современных
условиях. В военной печати США появляются высказывания в пользу усиления
вооружения бронетранспортеров и обеспечения десанту возможности ведения
боя без выхода из машины, т. е. создания специальных боевых машин
пехоты, которые предполагается использовать наряду с
бронетранспортерами.
В США испытывались варианты установки в бронетранспортерах вместо
12,7-мм пулемета 20-мм швейцарской автоматической пушки «Испано-Сюиза»,
принятой на вооружение западногерманской и французской армиями.
В целях освобождения танков от борьбы с пехотными целями и особенно
безоткатными орудиями и ПТУРС считается целесообразным наряду с тяжелыми
бронетранспортерами для перевозки пехоты иметь легкие бронетранспортеры,
снабженные пехотными типами вооружения, предназначенными для ведения
ближнего боя. Такие бронетранспортеры должны быть максимально облегчены
и иметь минимальные размеры, что позволит уменьшить уязвимость их от
огня ПТУРС и безоткатных орудий. Эти машины будут промежуточным звеном
между танками и пехотой, доставляемой в район боевых действий на
бронетранспортерах.
К типу легких бронетранспортеров может быть отнесен принятый на
вооружение в 1961 г. плавающий бронетранспортер M114. Он может
транспортироваться по воздуху и сбрасываться с парашютом.
Его предполагается использовать в качестве командирской или
разведывательной машины, а также как базу для установки безоткатного
орудия, а с соответствующим вооружением – и в качестве легкого
истребителя танков взамен 106-мм орудия, установленного на 1/4-т
автомобиле типа «Виллис».
В 1959 г. проходил испытания легкий плавающий бронетранспортер весом
около 7 т, созданный на базе машины М56 «Скорпион» и предназначенный для
перевозки девяти человек.
Он имел полностью закрытый броневой корпус, изготовленный из сплава
легких металлов. Этот бронетранспортер не вышел из стадии опытных
образцов.
В инженерных войсках используется легкий гусеничный
авиатранспортабельный плавающий бронетранспортер «STUD», вмещающий
отделение саперного батальона. Корпус машины, изготовленный из
алюминиевого сплава, весит 2 т.
На бронетранспортере устанавливаются подъемный кран, лебедки и буровое
оборудование. Гидропневматическая подвеска машины может блокироваться. С
выключенной подвеской она может служить жесткой платформой для
минометных установок, а также использоваться для землеройных работ.
В 1962 г. создан первый послевоенный колесный плавающий бронетранспортер
«Коммандо» многоцелевого назначения вместимостью 12 человек.
Проводимые исследовательские проектные и экспериментальные работы
направлены на дальнейшее снижение веса и резкое повышение маневренности
бронетранспортеров.
Для использования в воздушно-десантных войсках в целях обеспечения
взаимодействия пехоты с легкими танками разработаны проекты легких
авиатранспортабельных плавающих бронетранспортеров – колесного и
гусеничного.
Эти машины выполнены двухзвенными по сочлененной схеме. В переднем звене
размещаются водитель, силовая установка и топливные баки; в заднем звене
(прицепе) – десант, боеприпасы и средства связи.
Машины вооружены пулеметом, установленным на крыше десантного отделения.
Вес машин в пределах 6 т. Легкое бронирование выполнено из алюминиевого
сплава. В целях максимального уменьшения размеров предлагается
ограничить количество перевозимого десанта до девяти человек.
В колесной машине используются шины большого диаметра, в гусеничной –
уширенные гусеницы.
Эти машины, кроме перевозки пехоты, могут использоваться в качестве
санитарных, грузовых бронетранспортеров, а также служить базой под
установку минометов, безоткатных орудий, пусковых установок ПТУРС.
Проводятся также экспериментальные работы по созданию бронетранспортеров
нового типа так называемой воздушной кавалерии, машин, использующих
принцип воздушной подушки, а также аппаратов, которые могут летать на
небольшой высоте и двигаться по земле. |