|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА АРМИИ США. РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ
Бронированные ремонтно-эвакуационные машины предназначены для ремонта
и эвакуации с поля боя вышедших из строя танков и других объектов
бронетанковой техники. Они могут быть использованы также для мелкого
ремонта при подготовке машин к эвакуации. В ремонтных мастерских они
используются при монтажно-демонтажных работах во время ремонта и
обслуживания материальной части.
Ремонтно-эвакуационные машины, как правило строились на базе танков. Они
оборудовались краном, лебедкой, набором инструментов, приспособлений и
запасных частей, снабжались буксирными приспособлениями, расположенными
спереди и сзади машины, с жесткой сцепкой для буксировки танков с
неисправным управлением.
Ремонтно-эвакуационные машины, как правило, вооружены пулеметами; на
некоторых машинах имеются минометы или реактивные ружья.
Во время второй мировой войны американцы использовали
ремонтно-эвакуационные машины М31 и М32 и их модификации, созданные
соответственно на базе средних танков М3 и М4. Они весили 30 и 28 т. На
них устанавливались лебедки с силой тяги 27 и 25 т и краны
грузоподъемностью соответственно 13,6 и 15 т.
Экипаж обеих машин состоял из шести человек. Машины были вооружены
пулеметами.
При использовании ремонтно-эвакуационных машин М32 в Корее была выявлена
недостаточная мощность их двигателя и низкая проходимость. Эти машины в
настоящее время заменены в войсках новыми ремонтно-эвакуационными
машинами.
В конце войны создали ремонтно-эвакуационную машину Т6Е1 на базе легкого
танка М24, однако в серийное производство она не принята.
На основании опыта войны в Корее разработаны тактико-технические
требования, которым должна удовлетворять ремонтно-эвакуационная машина.
Согласно этим требованиям машина должна иметь:
– круговое бронирование, в том числе крышу для экипажа;
– двигатель большей мощности, чем на машинах, подлежащих эвакуации;
– более широкие гусеницы, обеспечивающие большую проходимость, чем имеют
танки, подлежащие эвакуации;
– достаточно большой внутренний объем корпуса для размещения
максимального количества необходимого оборудования;
– мощную лебедку;
– гидравлический кран-стрелу;
– прочные буксирные крюки.
В 1953 г. принята на вооружение ремонтно-эвакуационная машина М74,
созданная на базе средних танков М4АЗ периода второй мировой войны и
предназначенная для ремонта и эвакуации с поля боя поврежденных легких и
средних танков.
В том же году принята на вооружение ремонтно-эвакуационная машина М51,
созданная с использованием агрегатов и узлов среднего танка М48 и
предназначенная для эвакуации с поля боя и ремонта средних и тяжелых
танков.
В 1958 г. для обеспечения эвакуации и ремонта средних танков принята на
вооружение новая ремонтно-эвакуационная машина М88, созданная на базе
агрегатов танка М48.
Характерным для новых ремонтно-эвакуационных машин, созданных в
послевоенные годы, является использование в кранах и лебедках
гидравлических приводов.
Ремонтно-эвакуационная машина М51 (рис. 45) принята на вооружение в 1953
г. Для ее создания использованы агрегаты и узлы среднего танка М48.
Машина М51 предназначена для ремонта и эвакуации с поля боя средних и
тяжелых танков. Она весит 54 т и оборудована краном грузоподъемностью
около 30 т, основной лебедкой с максимальным тяговым усилием на крюке 45
т, вспомогательной с тяговым усилием 4,5 т и сошниками.
Машина вооружена 12,7-мм зенитным пулеметом, который на одних образцах
установлен в специальной пулеметной башенке и имеет дистанционное
управление, а на других – в открытой турельной установке.
Экипаж из четырех человек полностью защищен броней. Для входа и выхода
экипажа, кроме люков в крыше, имеются бортовые люки.
Ремонтно-эвакуационная машина М51 отличается от других машин этого типа
формой корпуса и отделения для экипажа, а также конструкцией и
компоновкой основного оборудования.
Рис. 45. Ремонтно-эвакуационная машина М51 без пулеметной башенки, вид
сзади.
Машина оборудована радиостанцией и внутрипереговорным устройством. Для
вождения машины ночью используется инфракрасный перископ М19.
Ремонтно-эвакуационная машина М88 (рис. 46) принята на вооружение в 1959
г. Она предназначена главным образом для эвакуации средних танков. В ее
конструкции использованы двигатель, детали подвески и ходовой части,
некоторые органы управления, приборы наблюдения, электрооборудование и
многие другие детали с танка М48А2. Конфигурация бронекорпуса
существенно изменена и подчинена обеспечению наиболее удобного
размещения в нем оборудования и личного состава. Машина не имеет башни.
Вес машины 45 т, экипаж четыре человека. Она вооружена 12,7-мм
пулеметом, установленным во вращающейся башенке. На машине имеется
устройство для постановки дымовых завес с целью маскировки при
выполнении операций по ремонту и эвакуации.
Для вождения ночью у водителя имеется инфракрасный перископ.
В лобовой части корпуса имеются две смотровые башенки, обеспечивающие
обзорность вперед.
В отделении для экипажа предусмотрено место для перевозки ремонтников,
установки необходимого оборудования и механизмов управления, а также для
хранения имущества.
Рис. 46. Ремонтно-эвакуационная машина М88.
Машина оснащена краном, двумя лебедками – основной и подъемной – и
сошником-бульдозером. Лебедки размещены в нижней части корпуса под
отделением экипажа, имеющим съемный настил пола.
Основная лебедка имеет тяговое усилие 40,8 т. Грузоподъемность подъемной
лебедки около 22,7 т.
Кран, лебедки и сошник имеют гидравлические приводы.
Лебедки приводятся в действие реверсивными гидравлическими двигателями,
что позволяет управлять всеми обычными операциями, производимыми
лебедками, посредством одного рычага.
Стрела подъемного крана монтируется на передней верхней части машины и
поднимается на высоту более 6,7 м. Изменением наклона стрелы крана
достигается возможность перемещения груза на расстояние до 1,2 м.
В походном положении стрела обычно находится в собранном виде и готова
для немедленного использования. Угол наклона стрелы изменяется
посредством двойных гидравлических цилиндров, которыми натягиваются
тросы. Сошник поднимается и опускается с помощью гидравлических
цилиндров двойного действия, соединенных с осью сошника при помощи
коленчатых рычагов, и управляется рычагом, расположенным в кабине
водителя-крановщика.
Все органы управления механизмами машины размещены вокруг рабочего места
водителя-крановщика благодаря чему во время ремонтно-эвакуационных работ
в машине может находиться один человек, остальные члены экипажа будут
выполнять другие обязанности.
Агрегаты гидравлической системы управления краном, лебедками и сошником
приводятся в движение от механизма отбора мощности, получающего привод
от основного двигателя через короткий карданный вал.
В особых случаях, когда основной двигатель, механизм отбора мощности или
другой какой-либо агрегат неисправны, может быть включена
вспомогательная гидравлическая система посредством избирательного
клапана рычажного типа, который в свою очередь осуществляет ограниченную
подачу масла в основную гидравлическую систему, обеспечивая тем самым
работу системы подъемного крана и сошника.
Вспомогательная гидравлическая система получает энергию от небольшого
насоса, соединенного с двигателем зарядного агрегата.
Энергия вспомогательной гидравлической системы используется также для
приведения в действие гидравлического гайковерта новой конструкции.
Гайковерт, разработанный специально для ремонтно-эвакуационной машины,
снабжен шлангом, длина которого позволяет не только подводить гайковерт
ко всем деталям машины, но и производить обслуживание стоящих рядом
машин.
Машина укомплектована сварочной аппаратурой и заправочным оборудованием.
Запас хода машины достигает 350 км в результате использования баков из
эластичного материала, позволивших увеличить количество топлива до 1775
л.
Ремонтно-эвакуационные машины Т119 и Т120
Опытные образцы легких ремонтно-эвакуационных машин Т119 (рис. 47) и
Т120 (рис. 48) впервые демонстрировались в мае 1959 г. Они построены на
одном и том же универсальном гусеничном шасси Т249, но машина Т120
бронированная, а машина Т119 бронирования не имеет.
Известны различные варианты крановых установок: с небронированным краном
(как на машине Т119), с бронированной башней и краном (как на машине
Т120) и с отдельной бронированной кабиной крановщика.
Ремонтно-эвакуационная машина Т120 весит 22 т, а Т119 – 20,4 т. Обе
машины имеют экипаж три человека и снабжены краном-стрелой
грузоподъемностью до 15 т. Тяговое усилие основной лебедки 27,2 т. |