Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
   

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА АРМИИ США. РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ

 

Бронированные ремонтно-эвакуационные машины предназначены для ремонта и эвакуации с поля боя вышедших из строя танков и других объектов бронетанковой техники. Они могут быть использованы также для мелкого ремонта при подготовке машин к эвакуации. В ремонтных мастерских они используются при монтажно-демонтажных работах во время ремонта и обслуживания материальной части.

Ремонтно-эвакуационные машины, как правило строились на базе танков. Они оборудовались краном, лебедкой, набором инструментов, приспособлений и запасных частей, снабжались буксирными приспособлениями, расположенными спереди и сзади машины, с жесткой сцепкой для буксировки танков с неисправным управлением.

Ремонтно-эвакуационные машины, как правило, вооружены пулеметами; на некоторых машинах имеются минометы или реактивные ружья.

Во время второй мировой войны американцы использовали ремонтно-эвакуационные машины М31 и М32 и их модификации, созданные соответственно на базе средних танков М3 и М4. Они весили 30 и 28 т. На них устанавливались лебедки с силой тяги 27 и 25 т и краны грузоподъемностью соответственно 13,6 и 15 т.

Экипаж обеих машин состоял из шести человек. Машины были вооружены пулеметами.

При использовании ремонтно-эвакуационных машин М32 в Корее была выявлена недостаточная мощность их двигателя и низкая проходимость. Эти машины в настоящее время заменены в войсках новыми ремонтно-эвакуационными машинами.

В конце войны создали ремонтно-эвакуационную машину Т6Е1 на базе легкого танка М24, однако в серийное производство она не принята.

На основании опыта войны в Корее разработаны тактико-технические требования, которым должна удовлетворять ремонтно-эвакуационная машина. Согласно этим требованиям машина должна иметь:

– круговое бронирование, в том числе крышу для экипажа;

– двигатель большей мощности, чем на машинах, подлежащих эвакуации;

– более широкие гусеницы, обеспечивающие большую проходимость, чем имеют танки, подлежащие эвакуации;

– достаточно большой внутренний объем корпуса для размещения максимального количества необходимого оборудования;

– мощную лебедку;

– гидравлический кран-стрелу;

– прочные буксирные крюки.

В 1953 г. принята на вооружение ремонтно-эвакуационная машина М74, созданная на базе средних танков М4АЗ периода второй мировой войны и предназначенная для ремонта и эвакуации с поля боя поврежденных легких и средних танков.

В том же году принята на вооружение ремонтно-эвакуационная машина М51, созданная с использованием агрегатов и узлов среднего танка М48 и предназначенная для эвакуации с поля боя и ремонта средних и тяжелых танков.

В 1958 г. для обеспечения эвакуации и ремонта средних танков принята на вооружение новая ремонтно-эвакуационная машина М88, созданная на базе агрегатов танка М48.

Характерным для новых ремонтно-эвакуационных машин, созданных в послевоенные годы, является использование в кранах и лебедках гидравлических приводов.

Ремонтно-эвакуационная машина М51 (рис. 45) принята на вооружение в 1953 г. Для ее создания использованы агрегаты и узлы среднего танка М48. Машина М51 предназначена для ремонта и эвакуации с поля боя средних и тяжелых танков. Она весит 54 т и оборудована краном грузоподъемностью около 30 т, основной лебедкой с максимальным тяговым усилием на крюке 45 т, вспомогательной с тяговым усилием 4,5 т и сошниками.

Машина вооружена 12,7-мм зенитным пулеметом, который на одних образцах установлен в специальной пулеметной башенке и имеет дистанционное управление, а на других – в открытой турельной установке.

Экипаж из четырех человек полностью защищен броней. Для входа и выхода экипажа, кроме люков в крыше, имеются бортовые люки.

Ремонтно-эвакуационная машина М51 отличается от других машин этого типа формой корпуса и отделения для экипажа, а также конструкцией и компоновкой основного оборудования.

Рис. 45. Ремонтно-эвакуационная машина М51 без пулеметной башенки, вид сзади.

Машина оборудована радиостанцией и внутрипереговорным устройством. Для вождения машины ночью используется инфракрасный перископ М19.

Ремонтно-эвакуационная машина М88 (рис. 46) принята на вооружение в 1959 г. Она предназначена главным образом для эвакуации средних танков. В ее конструкции использованы двигатель, детали подвески и ходовой части, некоторые органы управления, приборы наблюдения, электрооборудование и многие другие детали с танка М48А2. Конфигурация бронекорпуса существенно изменена и подчинена обеспечению наиболее удобного размещения в нем оборудования и личного состава. Машина не имеет башни.

Вес машины 45 т, экипаж четыре человека. Она вооружена 12,7-мм пулеметом, установленным во вращающейся башенке. На машине имеется устройство для постановки дымовых завес с целью маскировки при выполнении операций по ремонту и эвакуации.

Для вождения ночью у водителя имеется инфракрасный перископ.

В лобовой части корпуса имеются две смотровые башенки, обеспечивающие обзорность вперед.

В отделении для экипажа предусмотрено место для перевозки ремонтников, установки необходимого оборудования и механизмов управления, а также для хранения имущества.

Рис. 46. Ремонтно-эвакуационная машина М88.

Машина оснащена краном, двумя лебедками – основной и подъемной – и сошником-бульдозером. Лебедки размещены в нижней части корпуса под отделением экипажа, имеющим съемный настил пола.

Основная лебедка имеет тяговое усилие 40,8 т. Грузоподъемность подъемной лебедки около 22,7 т.

Кран, лебедки и сошник имеют гидравлические приводы.

Лебедки приводятся в действие реверсивными гидравлическими двигателями, что позволяет управлять всеми обычными операциями, производимыми лебедками, посредством одного рычага.

Стрела подъемного крана монтируется на передней верхней части машины и поднимается на высоту более 6,7 м. Изменением наклона стрелы крана достигается возможность перемещения груза на расстояние до 1,2 м.

В походном положении стрела обычно находится в собранном виде и готова для немедленного использования. Угол наклона стрелы изменяется посредством двойных гидравлических цилиндров, которыми натягиваются тросы. Сошник поднимается и опускается с помощью гидравлических цилиндров двойного действия, соединенных с осью сошника при помощи коленчатых рычагов, и управляется рычагом, расположенным в кабине водителя-крановщика.

Все органы управления механизмами машины размещены вокруг рабочего места водителя-крановщика благодаря чему во время ремонтно-эвакуационных работ в машине может находиться один человек, остальные члены экипажа будут выполнять другие обязанности.

Агрегаты гидравлической системы управления краном, лебедками и сошником приводятся в движение от механизма отбора мощности, получающего привод от основного двигателя через короткий карданный вал.

В особых случаях, когда основной двигатель, механизм отбора мощности или другой какой-либо агрегат неисправны, может быть включена вспомогательная гидравлическая система посредством избирательного клапана рычажного типа, который в свою очередь осуществляет ограниченную подачу масла в основную гидравлическую систему, обеспечивая тем самым работу системы подъемного крана и сошника.

Вспомогательная гидравлическая система получает энергию от небольшого насоса, соединенного с двигателем зарядного агрегата.

Энергия вспомогательной гидравлической системы используется также для приведения в действие гидравлического гайковерта новой конструкции. Гайковерт, разработанный специально для ремонтно-эвакуационной машины, снабжен шлангом, длина которого позволяет не только подводить гайковерт ко всем деталям машины, но и производить обслуживание стоящих рядом машин.

Машина укомплектована сварочной аппаратурой и заправочным оборудованием.

Запас хода машины достигает 350 км в результате использования баков из эластичного материала, позволивших увеличить количество топлива до 1775 л.

Ремонтно-эвакуационные машины Т119 и Т120

Опытные образцы легких ремонтно-эвакуационных машин Т119 (рис. 47) и Т120 (рис. 48) впервые демонстрировались в мае 1959 г. Они построены на одном и том же универсальном гусеничном шасси Т249, но машина Т120 бронированная, а машина Т119 бронирования не имеет.

Известны различные варианты крановых установок: с небронированным краном (как на машине Т119), с бронированной башней и краном (как на машине Т120) и с отдельной бронированной кабиной крановщика.

Ремонтно-эвакуационная машина Т120 весит 22 т, а Т119 – 20,4 т. Обе машины имеют экипаж три человека и снабжены краном-стрелой грузоподъемностью до 15 т. Тяговое усилие основной лебедки 27,2 т.