|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА АРМИИ США. САПЕРНЫЕ ТАНКИ
Саперные танки создавались как в период второй мировой войны, так и в
послевоенные годы и предназначались для инженерного обеспечения войск в
зоне огневого воздействия противника: проделывания проходов в минных
полях, окапывания танков, засыпки рвов, траншей и воронок, разрушения
различных противотанковых препятствий, а также для подрыва мостов, стен
и других сооружений.
Для обеспечения всех этих работ саперные танки оснащаются бульдозером,
приспособлением для подрыва стен, метательной установкой и другим
оборудованием.
В период второй мировой войны саперные танки строились на базе средних
танков серии М4 и использовались главным образом подрывными командами.
Экипаж танка состоял из шести человек: водителя, его помощника и четырех
подрывников, размещенных в башне.
Корпус саперного танка изменен по сравнению с корпусом базовой машины.
Бронирование защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков
снарядов.
Основное вооружение танка и боеукладка при переоборудовании его в
саперный танк удаляются: К маске приваривается кронштейн для
монтирования рамы метательной установки Т64 с двадцатью реактивными
фугасными снарядами Т37, содержащими пластическое взрывчатое вещество.
Калибр снаряда 183 мм, вес 27,5 кг.
Рис. 47. Небронированная ремонтно-эвакуационная машина Т119 (без башни).
Рис. 48. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т120 с вращающейся
башней.
Метательная установка может применяться для разрушения дотов, стальных и
бетонных противотанковых препятствий, а также для проделывания проходов
в минных полях и проволочных заграждениях путем ведения огня по
площадям. В этом случае для обеспечения необходимой кучности дальность
ведения огня не должна превышать 75 м. Горизонтальная наводка
производится поворотом башни, вертикальная – подъемным механизмом.
Стрельба реактивными снарядами может вестись, изнутри машины как
одиночными выстрелами, так залпами. Для прицеливания используется
перископ, установленный в башне и имеющий кинематическую связь с рамой
метательной установки. В необходимых случаях метательная установка в
течение 20 секунд может быть сброшена с башни танка с помощью
специального приспособления с гидравлическим приводом изнутри машины.
Запас взрывчатых веществ можно перевозить внутри танка, а также в
специальном одноосном бронированном прицепе.
Подрывной заряд может быть доставлен к объекту разрушения бульдозером,
на отвал которого устанавливается деревянный стеллаж со взрывчатым
веществом.
В послевоенные годы продолжались работы по созданию саперных танков,
предназначенных главным образом для быстрого проделывания проходов для
боевых машин в невзрывных заграждениях, разрушениях и завалах под огнем
противника.
Так, на базе среднего танка М47 в 1956 г. создан саперный танк М102
(рис. 49).
90-мм пушка танка М47 заменена 165-мм короткоствольным орудием, 12,7-мм
зенитный пулемет установлен в закрытой башенке. Кроме того, машина
вооружена 7,62-мм курсовым пулеметом.
Танк оборудован лебедками, подъемными кранами и бульдозером.
В носовой части танка укреплена крановая стрела и навешен бульдозер.
Тяговая лебедка и малая крановая стрела смонтированы на раме в кормовой
части танка. Грузоподъемность крана с большой стрелой 9 т, с малой
стрелой 18 т.
Для вождения ночью у водителя имеется инфракрасный перископ.
В 1961 г. проводились войсковые испытания образца нового саперного танка
Т118, созданного на базе танка Т95. Этот танк весит 42,1 т. Он вооружен
165-мм короткоствольным орудием, установленным в башне, а также 7,62-мм
пулеметом и 12,7-мм зенитным пулеметом, смонтированным на командирской
башенке.
Рис. 49. Саперный танк М102.
Орудие предназначено для разрушения снарядами различных заграждений и
оборонительных сооружений с дистанции 800-1500 м.
Танк оборудован краном с А-образной стрелой, работающим совместно с
лебедкой; специальным устройством для транспортировки и запуска
удлиненного заряда разминирования и бульдозером.
Мостоукладчики
Для облегчения преодоления танками и другими боевыми машинами различных
препятствий с ходу в зоне боевых действий используются специальные
инженерные машины – мостоопорные танки и мостоукладчики, а также
буксируемые складные и однопролетные мосты, надвигаемые на препятствия
танками или укладываемые краном ремонтно-эвакуационной машины.
В период второй мировой войны на базе танков М4 «Шерман» со снятыми
башнями были созданы мостоопорные танки «SPAB».
В послевоенный период на базе танков М46 и М48 отработаны и приняты на
вооружение мостоукладчики «AVLB».
В маневрах 1958 г. использовались мостоукладчики «AVLB», созданные на
базе танков М46 и принятые на вооружение в двух вариантах: с мостами
длиной 18 м и 12 м.
Позднее на вооружение армии США принят мостоукладчик «AVLB», созданный
на базе танка М48. Длина моста 19,3 м.
Все перечисленные мосты имеют грузоподъемность 60 т, ширину проезжей
части 3,8 м и ширину колеи 1,3 м. Мосты длиной 18 м и 12 м имеют вес
соответственно 14 и 7,5 т.
Для поднятия моста и приведения его в походное положение требуется 10-15
мин.
Минные тральщики представляют собой обычные линейные танки,
оборудованные минными тралами и механизмами для приведения их в
действие. Они предназначаются для устройства сплошных или колейных
проходов в противотанковых минных полях.
Во время второй мировой войны в американской армии использовались минные
катковые и ножевые тралы, которые навешивались на линейные танки или
ремонтно-эвакуационные машины и подрывали противотанковые мины своими
катками или выпахивали их ножами из грунта. К числу этих тралов
относятся катковые тралы Т1Е1, Т1ЕЗ и ножевой трал Т5ЕЗ.
В послевоенный период разработаны два минных катковых трала, толкаемых
средними танками: тяжелый сплошного траления «Хай Герман» и легкий
колейного траления «Ларрупинг Лоу». |