|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ФРАНЦИИ. САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
До последнего времени основную массу самоходной артиллерии
французской армии составляли устаревшие образцы американских САУ периода
войны, поставленных Франции в порядке оказания военной помощи. Среди них
105-мм гаубицы М7 и М41, 155-мм пушка М40, 203,2-мм гаубица М43,
счетверенная установка 12,7-мм пулеметов М16, 105-мм безоткатное орудие
М27 и 105-мм безоткатное орудие М40.
В послевоенный период во Франции наряду с разработкой танков проводились
также работы по созданию собственных конструкций самоходной артиллерии
всех типов – полевой, противотанковой и зенитной.
В качестве вооружения самоходных установок используется не только
классическая ствольная артиллерия, но и пусковые установки
противотанковых управляемых реактивных снарядов, выполненные на базе
гусеничных бронетранспортеров и автомобилей типа «Виллис», а также
безоткатные орудия, устанавливаемые на мотоциклах.
Для разработки семейства самоходных артиллерийских установок
использована единая база легкого танка АМХ. На этой базе созданы образцы
105-мм и 155-мм самоходных гаубиц, 40-мм зенитной пушки «Бофорс» L70,
спаренная установка 30-мм зенитных пушек «Испано-Сюиза» HS-831 и
счетверенной установки 20-мм зенитных пушек.
Зенитные самоходные установки отрабатывались и на шасси колесного
бронеавтомобиля «Панар» EBR. На этой базе создан образец счетверенной
установки 20-мм зенитных пушек и спаренной установки 30-мм зенитных
пушек «Испано-Сюиза» HS-831.
За пятидесятые годы отработано несколько опытных образцов легких
гусеничных бронированных машин, получивших наименование ELC.
Следуя положению, что уменьшение силуэта машины и повышение подвижности
является наиболее вероятным условием обеспечения ее неуязвимости,
французские специалисты в 1953 г. сконструировали небольшую, очень
легкую быстроходную гусеничную бронированную машину VP90 многоцелевого
назначения. Она предназначается для использования в качестве легкого
бронетранспортера пехотного оружия.
Машина весит 1,5 т. В открытом сверху броневом корпусе высотой 900 мм
может быть установлено противотанковое орудие, легкая зенитная пушка,
миномет, огнемет, ПТУРС, пулеметы и др. Экипаж машины в количестве двух
человек располагается лежа.
В 1956 г. фирмой «Even» был создан новый вариант легкой закрытой
бронированной гусеничной машины (ELC) несколько большего размера весом 6
т. На ней установлена вращающаяся башня с четырьмя 75-мм безоткатными
орудиями. Этот вариант из стадии опытных образцов не вышел.
Продолжая работу над созданием легких гусеничных бронированных машин,
французы в 1959 г. изготовили еще два опытных образца. Один из них
вооружен 90-мм пушкой, другой – спаренной установкой 30-мм пушек.
Доработка этих машин продолжается. Предполагается совместное
использование этих машин путем создания смешанных подразделений.
Созданные французами опытные образцы тяжелых самоходных установок:
120-мм противотанковая пушка «Фош» на базе танка АМХ-50 весом 50 т,
имеющая противоснарядное бронирование, и 155-мм гаубица, отработанная на
облегченной гусеничной базе с опорными катками на пневматических шинах,
на вооружение приняты не были.
В создании ПТУРС французы добились определенных успехов и занимают
ведущее место среди капиталистических стран.
Разработка ПТУРС для французской армии была начата в 1946 г. Первым был
отработан управляемый по проводам ПТУРС SS-10, пробивающий броню
толщиной около 450 мм. Он использовался на маневрах 1954 г. и вскоре
начал поступать в войска, а в 1957 г. принят также на вооружение армий
ряда стран НАТО.
Вслед за ПТУРС SS-10 был отработан управляемый по проводам ПТУРС SS-11,
выполненный на полупроводниках. Он превосходит снаряд SS-10 по дальности
действия, скорости полета, бронепробиваемости и принят на вооружение в
порядке расширения арсенала данного вида оружия.
Большое количество снарядов SS-10 и SS-11 продано США, Западной
Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Израилю, Канаде и некоторым
другим странам.
В 1961 г. на вооружение французской армии поступил новый, управляемый по
проводам, ПТУРС «Энтак». По габаритам и весу он меньше снаряда SS-10, но
обладает несколько большей скоростью и дальностью полета.
Снаряды SS-10, SS-11 и «Энтак» используются батареями по 3, 6 и 8
снарядов, которые подключаются к одному пульту управления и запускаются
поочередно непосредственно с земли (из укупорочных ящиков и простейших
приспособлений) или со специальных пусковых установок, смонтированных на
автомобилях, бронетранспортерах и танках.
Минимальная дальность управляемого полета этих снарядов 500 м. В 1963 г.
испытывался снаряд SS-11B1 с усовершенствованной системой управления,
которая позволяет поражать цели с несколько меньших дальностей.
В стадии разработки во Франции находится ПТУРС SS-12 многоцелевого
назначения, управляемый по проводам или по радио. Предполагается, что он
будет иметь два вида боевых головок: с обычным и ядерным зарядом
мощностью около 1 килотонны.
В 1962 г. английская фирма «Бак» заключила с французской государственной
фирмой «Нор Авиасьон» соглашение о проведении совместных
научно-исследовательских работ в области конструирования и производства
ракет и управляемых реактивных снарядов, включая ПТУРС «Виджилент». В
августе 1962 г. заключено соглашение между западногерманской фирмой
«Бёльков» и той же фирмой «Нор Авиасьон» о совместной разработке нового
ПТУРС.
В 1963 г. вопрос об организации серийного производства французских
снарядов SS-11 рассматривался в США. |