|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ФРАНЦИИ. БРОНЕАВТОМОБИЛИ
В послевоенный период во Франции отработано несколько моделей
бронеавтомобилей. В 1951 г. принят на вооружение четырехосный
бронеавтомобиль «Панар» EBR, который выполняется в двух вариантах,
отличающихся конструкцией башни и установленной в ней 75-мм пушкой.
Боевой вес их достигает 15 т, а максимальная скорость движения по шоссе
100 км/час.
В 1960 г. фирма «Панар» отработала новый вариант бронеавтомобиля –
машину AM1 245, вооруженную 60-мм орудием и спаренной установкой 7,5-мм
пулеметов; она предназначена для разведки и боевого охранения.
Базу нового бронеавтомобиля предполагается использовать для создания
семейства легких бронированных машин.
Рис. 98. Бронеавтомобиль «Панар» EBR 75 с башней FL10.
Бронеавтомобили «Панар» EBR
Четырехосный бронеавтомобиль «Панар» EBR выполняется в двух вариантах с
башней FL11 или FL10.
На бронеавтомобиле «Панар» EBR, модель 51 типа 54-11 выпуска 1951 г.,
установлена составная башня FL11, в которой смонтирована 75-мм пушка с
начальной скоростью снаряда 600 м/сек.
В 1954 г. был выпущен второй вариант этого бронеавтомобиля модель 51
типа 54-10 (рис. 98) на котором установлена башня FL10, по конструкции
аналогичная башне, устанавливаемой на танке АМХ, с той же 75-мм
длинноствольной пушкой, начальная скорость снаряда которой равна 1000
м/сек
Этот вариант бронеавтомобиля называют также «истребителем танков»,
поскольку по вооружению, бронированию и маневренности он может
использоваться в этих целях во взаимодействии с легкими танками АМХ.
Кроме пушки, машины вооружены тремя 7,5-мм пулеметами и весят
соответственно 13,5 и 15,2 т.
Корпус сварной, верхние носовые и кормовые броневые листы толщиной 25
мм, бортовые листы толщиной 16 мм расположены вертикально.
Силовая передача бронеавтомобиля обеспечивает возможность движения его в
противоположных направлениях без разворота.
Экипаж машины включает три или четыре человека: командир машины (он же
наводчик), заряжающий и один или два водителя.
На бронеавтомобиле установлен 12-цилиндровый бензиновый двигатель
воздушного охлаждения с горизонтальным противоположным расположением
цилиндров мощностью 200 л. с.
Благодаря малой высоте двигателя – 218 мм – его удалось разместить под
полом боевого отделения. Воздух для охлаждения двигателя поступает через
люк в крыше перед лобовой частью башни и выбрасывается через люк под
кормовой нишей башни.
Силовая передача бронеавтомобиля (рис. 99) состоит из многодискового
сцепления, работающего в масле и смонтированного в одном агрегате с
двигателем, продольно расположенной механической четырехступенчатой
коробки передач с косозубыми шестернями и синхронизаторами, конического
реверса, поперечно размещенного четырехступенчатого мультипликатора,
конического дифференциала, двух раздаточных коробок, внутри которых
размещены дифференциалы кулачкового типа, отделяющие передние колеса от
средних и задних.
От раздаточных коробок через конические передачи вперед и назад
проведены промежуточные трансмиссионные валы, причем задние
трансмиссионные валы выполнены с карданными шарнирами.
Привод ко всем колесам осуществлен от бортовых трансмиссионных валов
через конические передачи и бортовые передачи качающегося типа. Эти
бортовые передачи, состоящие из пары цилиндрических косозубых шестерен,
смонтированы в балансирах с продольной плоскостью качания, установленных
в корпусе на подшипниках большого диаметра. Передние и задние колеса
имеют специальные пулестойкие пневматические шины с централизованной
подкачкой воздуха.
Рис. 99. Схема силовой передачи бронеавтомобиля «Панар»: 1 – двигатель
со сцеплением; 2 – коробка передач; 3 – механизм реверса; 4 –
дифференциал; 5 – демультипликатор; 6 – раздаточная коробка.
Две пары средних колес тракторного типа имеют стальные бандажи с
грунтозацепами и предназначены для облегчения движения по бездорожью;
при движении по хорошим дорогам они приподнимаются.
В подвеске крайних колес использованы двойные витые пружины и
гидравлические амортизаторы. В подвеске средних колес применены
управляемые водителем гидропневматические рессоры телескопического типа.
Витые пружины и гидропневматические рессоры размещены внутри корпуса.
Рулевые механизмы реечного типа оборудованы гидроусилителями. Колесные
тормоза колодочного типа оборудованы гидравлическим приводом с
сервоустройством.
Максимальная скорость движения бронеавтомобиля 100 км/час, запас хода
700 км.
Вспомогательный силовой агрегат состоит из одноцилиндрового бензинового
двигателя и электрогенератора «Бендикс» мощностью 6 кВт. Этот агрегат
служит для питания радиостанции и для запуска основного двигателя. В
некоторых случаях он может быть использован для движения машины на
низшей передаче на небольшие расстояния.
Машина оборудована радиостанцией.
Бронеавтомобиль «Панар» AM1 245
Двухосный бронеавтомобиль «Панар» AM1 245, созданный в 1959-1960 гг.,
предназначается для выполнения задач разведки и боевого охранения, для
борьбы с воздушными десантами противника, а также в качестве
командирской машины и машины связи. Он значительно меньше по размерам и
легче бронеавтомобиля «Панар» EBR.
Автомобиль весит 4,5 т. Полностью закрытый броневой корпус и башня
сварены из катаных броневых листов и защищают экипаж от пуль и осколков
снарядов и мин.
Бронеавтомобиль вооружен 60-мм орудием и двумя спаренными 7,5-мм
пулеметами. Все вооружение установлено во вращающейся башне НЕ60-7 (рис.
100).
Оси пулеметов смещены одна относительно другой в целях обеспечения
работы механизмов подачи патронов.
На бронеавтомобиле в башне НЕ60-12 вместо двух 7,5-мм пулеметов может
быть установлен 12,7-мм зенитный пулемет.
Экипаж машины три человека.
В передней части корпуса расположено отделение управления, где
размещается водитель. Сиденье водителя регулируется по высоте.
Командир машины и наводчик размещаются в боевом отделении в средней
части корпуса и башне. Силовое отделение расположено в корме машины.
Для входа и выхода экипажа в машине имеется люк водителя, люк в крыше
башни и боковые дверцы
Для наблюдения за местностью в башне бронеавтомобиля установлены на
турели шесть перископических приборов, три перископа в крыше люка
водителя обеспечивают сектор обзора 120°.
Наведение орудия в цель производится с помощью перископического прицела.
Для освещения целей в ночное время на башне установлен небольшой
прожектор. Поворот его в вертикальной плоскости осуществляется синхронно
с вооружением.
Вооружение имеет большой сектор обстрела по вертикали, позволяющий в
случае использования бронеавтомобиля в уличных боях вести огонь из
пулеметов по верхним этажам зданий.
Дальность стрельбы из орудия 1600 м.
В машине установлен четырехцилиндровый бензиновый двигатель воздушного
охлаждения мощностью 90 л. Сцепление центробежного типа с автоматическим
приводом и механическая шестиступенчатая коробка передач.
Независимая подвеска выполнена на витых рессорах и имеет гидравлические
амортизаторы. Передние и задние колеса машины ведущие.
При пробуксовке колес конструкция силовой передачи позволяет
перераспределять крутящий момент, передавая его на колеса, имеющие в
данный момент зацепление с грунтом.
Ножной тормоз на все колеса оборудован гидроприводом, ручной тормоз
механический.
Относительно небольшой вес, наличие независимой подвески и четырех
ведущих колёс, имеющих шины с системой регулирования давления воздуха в
них, обеспечивают бронеавтомобилю высокую проходимость.
В бронеавтомобиле установлено внутрипереговорное устройство и две
радиостанции: одна работает в сети управления, другая – в сети
взаимодействия.
Рис. 100. Бронеавтомобиль «Панар» AM1 245.
Максимальная скорость движения машины 100 км/час, запас хода 650 км.
Бронеавтомобиль может транспортироваться по воздуху.
Машина принята на вооружение.
На базе этого бронеавтомобиля создан опытный образец бронеавтомобиля, в
башне которого установлена 90-мм пушка. Предусмотрено также использовать
эту машину для четырех пусковых установок «Энтак».
Легкими бронированными машинами, создаваемыми на базе этого
бронеавтомобиля, намечено заменить в войсках 1/4-т военные автомобили,
используемые для установки различного пехотного вооружения, специального
оборудования, перевозки личного состава и грузов.
Предполагается, что боевой вес их не превысит 5,2 т. |