Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
   

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ФРГ

 

1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. К тому времени танковый парк гитлеровской армии насчитывал около 3200 машин. Подавляющее большинство – около 2400 единиц – составляли легкие танки TI и TII, изготовленные до 1935 г.; они весили соответственно 5 и 6 т и были вооружены двумя 7,92-мм пулеметами.

Экипаж их состоял из трех человек. Максимальная толщина брони соответственно 13 и 15 мм. Максимальные скорости движения 40 и 50 км/час. Запас хода 200 и 250 км.

Модернизированный образец танка TII – TII «б» – был вооружен 20-мм автоматической пушкой и одним 7,92-мм пулеметом.

Кроме легких танков, на вооружении имелось около ста средних танков ТIII, несколько сотен средних танков TIV и командирских танков на базе танков TII и TIV.

С началом войны выпуск танков непрерывно нарастал и в 1941 г. составил 3250 единиц, в 1942 г. – около 4300, в 1943 г. – около 6000 и в 1944 г. – свыше 9000 единиц.

Наряду с развертыванием производства танков в Германии форсировали также отработку и выпуск самоходных установок различного назначения, которые, как правило, создавались на базе танков. В 1942 г. было выпущено около 800 самоходных установок, в 1943 г. – около 3500 и в 1944 г. – 8600 единиц.

Кроме танков и САУ, было создано большое количество бронетранспортеров, бронеавтомобилей и специальных легких бронированных машин на их базе. Создавались также огнеметные танки, ремонтно-эвакуационные и другие специальные машины.

Подавляющее большинство САУ и других бронированных машин создано в результате стремления максимально использовать базы устаревших немецких танков и танков, захваченных в оккупированных странах, главным образом во Франции и Чехословакии, чтобы подавить противника массовостью бронетанковой техники на поле боя.

Размах в развитии бронетанковой техники фашистской Германии обеспечивался производственными возможностями, сырьевыми ресурсами и кадрами внутри страны и в оккупированных странах Европы, промышленный потенциал которых был поставлен на службу немецкой военной машины.

С 1940 по 1942 г. основными танками фашистской армии стали средние танки TII и TIV, которые после многократной модернизации по вооружению, бронированию и ходовой части весили соответственно 22 и 24 т, были вооружены 50-мм и 75-мм длинноствольными пушками с начальной скоростью бронебойного снаряда 835 и 770 м/сек. Максимальная толщина их брони составляла 50 и 60 мм.

Максимальная скорость движения 55 и 50 км/час. Запас хода 150 и 200 км. Экипаж танков состоял из пяти человек.

К началу 1942 г. в Германии почти полностью прекратили выпуск легких танков и сконцентрировали внимание на модернизации и выпуске танков TII и TIV.

Провал стратегии «молниеносной» войны против Советского Союза и явное качественное превосходство советских танков Т-34 и КВ над немецкими танками TII и TIV заставили командование немецко-фашистской армии наряду с наращиванием производства танков развернуть интенсивные работы по созданию новых танков с более высокими боевыми свойствами.

Рис. 102. Тяжелый танк TV «Пантера».

С 1943 г. на вооружение танковых полков начали поступать танки TV «Пантера» (рис. 102) весом 45 т с экипажем пять человек, вооруженные 75-мм длинноствольной пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 900 м/сек. Максимальная толщина брони корпуса 85 мм и башни 100 мм. Максимальная скорость движения 50 км/час. Запас хода 155 км.

Создание этого танка знаменовало скачок в немецком танкостроении. По сравнению с танком TIV, танк TV «Пантера» имел более рациональную форму корпуса, в известной степени заимствованную у советского танка Т-34.

Рис. 103. Тяжелый танк TVI «Тигр Н».

С начала 1943 г. в отдельные тяжелые танковые части начал поступать в небольшом количестве тяжелый танк TVI «Тигр Н» (рис. 103) весом 56 т. Экипаж танка состоял из пяти человек. Танк был вооружен 88-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 820 м/сек. Максимальная толщина брони корпуса и башни 100 мм. Максимальная скорость движения 44 км/час, запас хода 140 км.

Одновременно отрабатывался и с 1944 г. начал поступать в войска танк TVI «Тигр В», так называемый «Королевский тигр» (рис. 104) весом 68 т, вооруженный 88-мм длинноствольной пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/сек. Экипаж танка пять человек. Максимальная толщина брони корпуса и башни соответственно 100 и 190 мм. Максимальная скорость движения 41 км/час. Запас хода до 170 км.

Рис. 104. Тяжелый танк TVI «Тигр В».

В конце 1944 г. создается опытный образец 180-тонного танка «Мышонок», вооруженный пушками калибра 128 и 75 мм и одним 7,92-мм пулеметом. Максимальная толщина брони его 200 мм. Экипаж шесть человек.

Большие размеры и вес и низкая маневренность решили судьбу этого танка – из стадии опытных он не вышел.

Одновременно с созданием новых образцов танков на их базе отрабатывались истребители танков, у которых в неподвижных боевых отделениях противоснарядного бронирования устанавливались более мощные, чем на боевых танках, артиллерийские системы. Так, созданный на базе танка «Пантера» истребитель танков «Ягд-Пантера» (рис. 105) весом 45 т вооружен 88-мм длинноствольной пушкой. Максимальная толщина брони его 95 мм. По маневренности эта машина аналогична танку «Пантера».

Истребитель танков «Ягд-Тигр» (рис. 106), созданный на базе танка «Тигр В», весит 70 т и вооружен 128-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 920 м/сек, максимальная толщина брони 150 мм. Маневренность этой машины была крайне низкой.

Созданный на специальной базе истребитель танков «Элефант» весом 68 т (рис. 107), вооружен 88-мм длинноствольной пушкой и имел бронирование до 200 мм. Он оборудован двумя двигателями мощностью по 300 л. с. и электрической силовой передачей. Максимальная скорость движения 20 км/час. Очень ненадежна была ходовая часть. Запас хода составлял 180 км.

Нарастающие огневая мощь и бронирование тяжелых танков и машин на их базе не соответствовали их маневренности, которая сдерживалась из-за отсутствия отработанных образцов двигателей соответствующей мощности.

Рис. 105. Истребитель танков «Ягд-Пантера».

Рис. 106. Истребитель танков «Ягд-Тигр».

В ряде случаев в танки ставились агрегаты силовой передачи, конструкция которых еще требовала доводки («Пантера», «Тигр Н»). Это сказывалось на эксплуатационной надежности этих машин.

Рис. 107. Истребитель танков «Элефант».

Характерным для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было:

– использование танков трех типов: легких – весом до 9 т; средних – весом до 26 т; тяжелых – весом от 45 до 70 т;

– создание и широкое использование большого количества самоходных артиллерийских установок на базе танков и особенно танков, захваченных в оккупированных странах; противотанковые самоходные установки (истребители танков) и штурмовые САУ, предназначенные для непосредственного сопровождения танков и пехоты, составляли основу немецкой самоходной артиллерии – использование начиная с 1942 г. в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75, 88 и 128 мм с начальными скоростями бронебойного снаряда соответственно 770, 1000 и 920 м/сек;

– установка в объектах бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л. с.;. характерным для этих двигателей было использование роликовых подшипников в опорах коленчатого вала;

– неудовлетворительная маневренность тяжелых машин на местности из-за низкой величины удельной мощности, большого удельного давления на грунт и недостаточной надежности ходовой части;

– компоновка большинства машин с кормовым расположением двигателя и передним расположением силовой передачи и ведущих колес;

– использование механических силовых передач с преселекторными приводами управления; применение в отдельных образцах электрической силовой передачи и опытная разработка гидромеханических передач;

– расположение в ходовой части тяжелых танков опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке. Велась отработка гусеницы с закрытым металлическим шарниром на игольчатых подшипниках.

Бронетанковая техника в ходе войны и после капитуляции Германии была в основном уничтожена, но вновь пришедшие к власти в Западной Германии магнаты финансового капитала в нарушение условий безоговорочной капитуляции при попустительстве и прямой поддержке оккупационных властей западных держав приступили к разработке планов возрождения своих вооруженных сил.

Парижские соглашения 1954 г. и включение ФРГ в НАТО в мае 1955 г. были использованы боннскими реваншистами для форсирования ремилитаризации страны и создания ее вооруженных сил.

Материальную основу для оснащения бронетанковых войск возрождаемой западногерманской армии составили поставки бронетанковой техники из США по так называемой программе «военной помощи». В бундесвер из США поступило 1100 танков М47, танки М41, некоторое количество самоходной артиллерии: 105-мм гаубиц М7В2 и М52, 155 -мм гаубиц М44, 40-мм зенитных САУ М42 и счетверенных установок 12,7-мм пулеметов M16. Получены также бронетранспортеры М39, ремонтно-эвакуационные машины М74 и другое оборудование.

В стремлении не упустить время и стать в области производства вооружения на уровень главных капиталистических стран командование бундесвера попутно с организацией разработки бронетанковой техники собственной конструкции провело сравнительные испытания ряда образцов танков и бронетранспортеров, изготовленных в странах-партнерах по НАТО – США, Франции, Англии, а также Швейцарии. Эти испытания преследовали цель отобрать лучшие конструкции и использовать иностранный опыт при создании боевых машин для бундесвера в соответствии с принципами боевого использования их в западногерманской армии.

Испытанные в ФРГ американский танк М60 и английский «Центурион» получили низкую оценку, главным образом из-за больших габаритов и веса. Эти танки, так же как и танк М48, признаны бундесвером недостаточно пригодными для использования на Европейском театре.

До последнего времени для оснащения бундесвера бронетанковой техникой в США закупались танки М48А2, плавающие бронетранспортеры М113, ремонтно-эвакуационные машины М88. Предполагается закупка тяжелых полевых САУ после проведения испытаний их западногерманскими специалистами на соответствие тактико-техническим требованиям бундесвера.

В Англии заказаны 105-мм танковые пушки, предназначенные для модернизации танков М48, находящихся на вооружении бундесвера, и для установки в новый западногерманский средний танк. Английской промышленностью изготовляются для ФРГ бронетранспортеры HS-30 по лицензии швейцарской фирмы «Испано-Сюиза».

Из Швейцарии поставляются, кроме того, гусеничные и колесные бронетранспортеры фирмы «Моваг» (бронетранспортер «Пират», колесный бронетранспортер «Моваг», вооруженные 20-мм зенитной пушкой).

Из Франции поставлялись легкие танки АМХ, гусеничные бронетранспортеры «Гочкис» и семейство специальных легких гусеничных бронированных машин, созданных на их базе по заказу бундесвера.

Попытка специалистов ФРГ и Франции организовать совместную разработку нового среднего танка не увенчалась успехом.

Работа по созданию нового среднего танка практически проводилась параллельно в обеих странах.

Первоначально предполагалось, что танк, создаваемый в ФРГ, будет оснащен французской 105-мм пушкой DEFA и западногерманским двигателем. В результате сравнительных испытаний намечалось выбрать наиболее оптимальные технические решения, которые должны были использоваться для создания единого так называемого «европейского», или «стандартного», танка, отвечающего требованиям НАТО для Европы.

Однако, как и следовало ожидать, жестокая конкуренция в поставках вооружения в страны НАТО и другие политические мотивы заставили Бонн, не завершив войсковых испытаний своего нового среднего танка, отказаться от сотрудничества с Францией в производстве этого танка и объявить в начале 1963 г., что новый западногерманский танк будет выпускаться с английской 105-мм пушкой.

Новый средний танк ФРГ, получивший наименование «Леопард» принят на вооружение в 1963 г.

Заказ на производство первой партии танков передан промышленности в июле 1963 г. Имеющиеся в ФРГ 2500 американских средних танков к 1965 г. намечено заменить новыми западногерманскими танками. При этом предполагается в первую очередь заменить танки М47, затем укомплектовать вновь создаваемые части и подразделения и, наконец, заменить танками «Леопард» танки типа М48. Полностью оснастить бундесвер танками «Леопард» планируется к 1968 г.

В 1963 г. между Западной Германией и США заключено соглашение о совместной разработке к 1970 г. нового 35-т танка, предназначенного для замены танков «Леопард» и М60.

Руководство бундесвера считает, что танк в первую очередь должен отвечать требованиям огневой мощи и мобильности, а затем уже броневой защиты, которая главным образом должна защищать экипаж от радиоактивного, бактериологического и химического оружия.

Большое значение придается не только обеспечению высоких скоростей движения, но и запасу хода как одному из наиболее важных параметров мобильности. В новом среднем танке весом около 39 т максимальная скорость движения достигает 65-70 км/час, а запас хода – 560 км.

Ведутся работы по обеспечению защиты танков от современных противотанковых средств. Одним из путей существенного повышения снарядостойкости без резкого увеличения веса танка, считается использование многослойной брони.

В результате работ, проведенных в ФРГ, была предложена многослойная броня, внутренний броневой лист которой выполнен из обычной броневой стали. Снаружи на этот лист наносится слой пластмассы, затем следует обычный стальной броневой лист. На этот лист накладывается другой броневой лист с упрочненным поверхностным слоем. Предполагается, что при попадании бронебойного снаряда в первый твердый слой его головка деформируется и дальнейшее движение снаряда будет заторможено в остальных трех слоях.

Полагают, что эффект кумулятивных снарядов уменьшится слоем пластмассы, который, препятствуя формированию кумулятивной струи, приведет к уменьшению концентрации энергии на единицу поверхности, в результате чего способность снаряда к разрушению последующего броневого листа будет снижена.

В 1960 г. в ФРГ начата разработка собственных конструкций бронированных боевых машин для пехоты под кодовым наименованием «Ной» (новый) по тактико-техническим требованиям, разработанным еще в 1957 г.

В это новое семейство машин наряду с бронетранспортерами различного назначения должны войти самоходные установки, вооруженные противотанковой пушкой, реактивными снарядами, минометами, зенитными орудиями, а также машина связи и подвижный пункт управления артиллерийским огнем.

Из машин этого семейства уже принята на вооружение 90-мм противотанковая самоходная установка.

В середине 1963 г. изготовлено около 40 таких машин. В том же году промышленности заказано изготовить 800 САУ. Поступление их в войска ожидается в начале 1965 г. Всего намечено изготовить 3000 машин.

В качестве легкого противотанкового оружия пехоты используются управляемые по проводам ПТУРС «Кобра-Бо-810», изготовляемые в Западной Германии и монтируемые на автомобиле, а также французские ПТУРС SS-11 на бронетранспортере HS-30 и бронеавтомобиле.

Руководство бундесвера придерживается своей, отличающейся от американской точки зрения в отношении боевого использования бронетранспортеров для перевозки пехоты на современном поле боя. Считается, что пехота должна тесно взаимодействовать с танками, находясь в полностью закрытых бронетранспортерах, и спешиваться только тогда, когда танки лишены возможности передвигаться.

Гусеничные полностью закрытые бронетранспортеры рассматриваются в этом случае как боевые машины пехоты, а пехотный бой предполагается вести с использованием оружия пехоты и вооружения, установленного на бронетранспортере. Исходя из этого считается необходимым вооружать бронетранспортеры для перевозки пехоты наряду с пулеметами, 20-мм автоматической пушкой, способной поражать легкие бронированные машины.

Дополнительное возимое вооружение пехоты, предназначенное для ведения боя вне бронетранспортеров, должно состоять из пулеметов, карабинов, огнеметов, гранатометов, ПТУРС и надкалиберных противотанковых гранат.

Неплавающие бронетранспортеры, которые по сравнению с плавающими могут иметь меньшую высоту, выгодные углы наклона брони и более толстую лобовую броню, западногерманские специалисты считают более пригодными для использования в качестве боевых машин пехоты.

В ближайшие годы на вооружении будут поставлены два типа полностью закрытых гусеничных бронетранспортеров для перевозки пехоты, вооруженных 20-мм пушками: тяжелый (вместимостью восемь-десять человек) с боевым весом не более 15 т и легкий (вместимостью пять человек) с боевым весом не более 10 т.

Лобовое бронирование этих бронетранспортеров должно защищать от огня 20-мм пушек.

К тяжелому типу относится бронетранспортер HS-30 швейцарской фирмы «Испано-Сюиза», получивший наименование «длинный».

К легкому типу относится бронетранспортер французской фирмы «Гочкис» с пятикатковой ходовой частью, получивший наименование «короткий».

В настоящее время для армии ФРГ изготовляются:

– танк «Леопард», вооруженный 105-мм пушкой;

– 90-мм самоходная противотанковая пушка;

– бронетранспортер HS-30 «Испано-Сюиза»;

– бронетранспортеры и другие легкие бронированные машины «Гочкис»;

– самоходные установки ПТУРС SS-11 и «Кобра-Бо-810»;

– самоходные спаренные 80-мм гранатометы на шасси бронеавтомобиля «Унимог SH»;

– бронеавтомобиль «Унимог SH»;

– бронеавтомобиль HWR 07.

При оценке возможностей ФРГ в создании бронетанковой техники следует учитывать, что основные производственные мощности по выпуску танков, артиллерии, броневого листа концентрируются в Рурском промышленном районе, бывшем и ранее центром тяжелой индустрии Германии, который почти не пострадал в ходе второй мировой войны. В послевоенные годы эта база западногерманских милитаристов расширилась, располагает необходимыми научно-исследовательскими учреждениями, новейшим оборудованием и способна выполнить любые военные заказы бундесвера.

Следует также учитывать большой опыт танкостроения в прошлом и наличие достаточного количества квалифицированных научных и технических кадров. Создавая мощные бронетанковые силы, правительство ФРГ не жалеет средств для обеспечения их современным вооружением взамен устаревших образцов американской боевой техники. На финансирование бронетанковых сил в 1963 г. было отпущено более 3 миллиардов марок, что составляет 16,3% огромного бюджета западногерманского военного министерства. Этот факт еще раз подчеркивает роль, которую отводит Бонн своим сухопутным войскам, и в первую очередь бронетанковым силам.