|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ШВЕЦИИ. ТАНКИ
К началу второй мировой войны шведская армия располагала двумя
моделями легких танков М/37 с пулеметным вооружением и М/38, вооруженным
37-мм пушкой. Эти танки весили соответственно 4,5 и 3,5 т, бронирование
их 8-12 мм и максимальные скорости движения 55 и 45 км/час.
В 1940 г. принят на вооружение танк М/40 весом 11 т, вооруженный 37-мм
пушкой и двумя 8-мм пулеметами. Он представлял собой модернизированный
танк М/38, максимальная скорость движения его 45 км/час, максимальная
толщина брони 24 мм.
Накануне войны Швеция закупила в Чехословакии легкие танки 38t весом 11
т, вооруженные 37-мм пушкой. Эти танки получили шведский индекс М/41.
В 1942 г. отработан и принят на вооружение танк М/42 (впоследствии этот
танк получил наименование JKV73), вооруженный 75-мм короткоствольной
пушкой. Он весил 22,5 т, максимальная толщина брони 40 мм, скорость
движения 45 км/час. Экипаж танка четыре человека. Танк М/42
использовался в качестве среднего и с 1943 г. был основным танком
шведской армии.
Начиная с 1953 г. Швеция закупала в Англии танки «Центурион III», а в
последующие годы модели, вооруженные 105-мм пушкой. В 1957 г. выпущен
модернизированный танк М/42, получивший наименование «Стридсвагн 74»,
весом 25 т, вооруженный 75-мм полуавтоматической зенитной пушкой «Бофорс».
По скорострельности и бронепробиваемости новая пушка превосходит 75-мм
короткоствольную пушку танка М/42.
Одновременно проводились научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы по созданию нового танка.
На основе проведенных работ в 1958 г. начата разработка шведского 30-т
танка, получившего впоследствии наименование танка «S» («Шюдад»).
Опытные образцы этого танка весом около 35 т, вооруженного 105-мм
пушкой, проходили испытания в 1963 г.
В настоящее время на вооружении шведской армии состоят легкие танки «Стридсвагн
74» и английские среднепушечные танки «Центурион», вооруженные 83,8-мм
или 105-мм пушками.
Танк «Стридсвагн 74»
Танк «Стридсвагн 74» (рис. 121) отработан в 1957 г. и представляет собой
модернизированный по вооружению, бронированию, силовой установке и
ходовой части танк М/42.
Боевой вес танка возрос до 25 т. Он относился шведами к средним танкам.
Иногда его называют разведывательным танком.
На танке установлена литая башня новой, более современной формы с 75-мм
полуавтоматической зенитной пушкой фирмы «Бофорс», стабилизированной в
вертикальной плоскости наведения. Эта пушка по скорострельности и
бронепробиваемости превосходит пушку танка М/42. Ствол пушки снабжен
эжекционным устройством.
Кроме пушки, танк вооружен тремя 8-мм пулеметами, один из которых спарен
с пушкой, второй – курсовой, а третий – зенитный – монтируется на
командирской башенке.
При сохранении основного силуэта броневого корпуса танка М/42 толщина
лобовой и бортовой брони усилена, носовая часть корпуса литая.
Рис. 121. Легкий танк «Стридсвагн 74».
В силовой установке использованы два бензиновых двигателя, оборудованных
системой непосредственного впрыска топлива общей мощностью около 500 л.
с.
В новом танке применены более широкие гусеницы. Два передних и два
задних опорных катка с каждой стороны снабжены гидравлическими
амортизаторами.
Максимальная скорость движения танка 45 км/час.
Средний танк «S» («Шюдад»)
Разработка среднего танка «S» была начата в 1958 г. фирмами «Бофорс», «Вольво»,
«Ландсверк» и др. по тактико-техническим требованиям, сформулированным в
1956-1957 гг. Опытные образцы танка проходили испытания в 1963 г.
Танк «S» (рис. 122) весит 36 т. Характерным для этого танка является
отсутствие башни и жесткая установка 105-мм длинноствольной
автоматической пушки в носовой части корпуса. Это вызвано стремлением
существенного уменьшения габаритов машины, особенно по высоте, которая
доведена до 2000 мм. По обе стороны от пушки по бортам смонтированы
неподвижные спаренные установки 8-мм пулеметов. В дальнейшем
предполагается установить в танке 20-мм спаренную пристрелочную пушку, а
также зенитный пулемет или 20-мм зенитную пушку, которая сможет вести
огонь также и по наземным целям.
Система автоматизированных приводов общая для управления танком и
вооружением, обеспечивает поворот в горизонтальной плоскости со
скоростью 45° в секунду.
Подвеска танка гидропневматическая. Она позволяет регулировать величину
клиренса машины, а также осуществлять наклоны корпуса в вертикальной
плоскости для наведения вооружения на цель.
С каждого борта корпус опирается на четыре опорных катка. Ведущие колеса
переднего расположения.
Для придания вооружению угла возвышения или склонения масло нагнетается
из подвески задних опорных катков в подвеску передних опорных катков и
наоборот. Таким образом, эффективность использования вооружения этого
танка зависит от исправности его основных агрегатов и элементов ходовой
части.
Жесткая связь вооружения с корпусом и принцип наведения его облегчили
автоматизацию заряжания и позволили исключить заряжающего из состава
экипажа, который состоит из трех человек. Командир и основной
механик-водитель (он же наводчик) располагаются в средней части корпуса
по обе стороны от пушки. Они могут независимо друг от друга управлять
огнем и маневром танка. Третий член экипажа с дублирующими приводами
управления движением и необходимыми приборами наблюдения за полем боя
размещается спиной к ним и может вести танк в обратном направлении без
разворота машины.
Отказ от башни позволил усилить броневую защиту без увеличения веса
машины. Бронирование танка выполнено с учетом обеспечения больших углов
встречи снарядов. Лобовая броня этого танка малоуязвима от огня
противотанкового оружия.
Для выбрасывания стреляных гильз в задней стенке корпуса имеется люк,
который используется также для вентиляции корпуса танка.
Рис. 122. Танк «S» («Шюдад»).
В танке применена комбинированная силовая установка. В двух опытных
образцах использованы 8-цилиндровый карбюраторный двигатель «Роллс-Ройс»
B81 мощностью 230 л. с. и газотурбинный двигатель «Боинг» 502-10 МА
мощностью 330 л. с. без теплообменника.
В дальнейшем в этом танке планируется устанавливать 6-цилиндровый
двухтактный дизельный двигатель «Роллс-Ройс» серии К60 мощностью 240 л.
с. и шведский газотурбинный двигатель фирмы «Вольво» с низким расходом
топлива и высоким тяговым усилием мощностью около 250 л. с. с
теплообменником или без него.
Поршневой и газотурбинный двигатели могут работать на различных сортах
жидкого топлива.
Силовая установка, состоящая из двух двигателей, и основные узлы силовой
передачи соединены в одни силовой блок.
Силовая передача танка гидромеханическая. Она состоит из
гидротрансформатора с механизмом выключения, редуктора, соединяющего
мощности от двух двигателей, механизма, обеспечивающего включение одного
или обоих двигателей одновременно, планетарной коробки передач и
бортовых передач.
Танк может двигаться при работе одного из двигателей. Основным является
поршневой двигатель.
Газотурбинный двигатель предполагается использовать при запуске, так как
он надежно запускается при температурах до -40° С; он может служить
также стартером для поршневого двигателя, использоваться при движении в
тяжелых дорожных условиях, а также для обеспечения высоких скоростей
движения.
Максимальная скорость движения танка 50 км/час.
Силовая передача обеспечивает возможность движения назад с той же
скоростью, что вперед.
Танк при широкой колее имеет небольшую длину опорной поверхности,
величина которой в целях улучшения поворотливости может уменьшаться за
счет подъема крайних катков и переноса веса корпуса на средние катки.
Гусеница стальная, штампованная, с открытым металлическим шарниром.
Для преодоления водных преград с ходу танк оборудуется возимым
индивидуальным плавсредством в виде складного надувного поплавкового
пояса с оболочкой из нейлона.
Перед преодолением водной преграды этот поплавковый пояс накачивается
воздухом. Танк на плаву погружается в воду на глубину до 1 м.
Поплавковый пояс при этом выступает из воды, обеспечивая определенный
запас плавучести.
Движение на воде производится за счет перематывания гусениц. |