|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ЯПОНИИ. САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
В предвоенные годы, а также с началом второй мировой войны в Японии
отрабатывались самоходные артиллерийские установки трех типов: полевые
(105-мм и 150-мм гаубицы и 300-мм мортира), противотанковые (75-мм и
77-мм пушки) и зенитная, вооруженная спаренной системой 37-мм пушек.
Все САУ создавались в период 1938-1942 гг. на танковых базах. Часть этих
машин изготовлена в небольшом количестве и из стадии опытных работ не
вышла.
Рис. 147. Самоходная 105-мм гаубица «Хони» II.
С 1942 г. в войсках использовались: 75-мм противотанковая пушка «Хони» I,
77-мм противотанковая самоходная пушка «Хони» III с улучшенным
бронированием и 105-мм самоходная гаубица «Хони» II. (рис. 147). Все они
создавались на базе легкого танка «Циха», принятого на вооружение в 1937
г.
В этих машинах орудия установлены в открытых сверху и сзади боевых
отделениях, размещенных в средней части корпуса.
В послевоенный период на вооружении японской армии, кроме некоторого
количества самоходных орудий периода второй мировой войны собственного
производства, находятся американские зенитные САУ – 40-мм спаренная
установка М19 и счетверенная самоходная установка 12,7-мм пулеметов М16.
На базе американского легкого танка М24 в 1958 г. отработана и принята
на вооружение 105-мм самоходная гаубица SV (рис. 148) весом 20 т. Кроме
гаубицы, машина вооружена 12,7-мм зенитным пулеметом, установленным
открыто. Орудие, экипаж и боеукладка размещаются в неподвижной броневой
рубке.
Рис. 148. Самоходная 105-мм гаубица SV.
Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 230 л. с. и развивает
максимальную скорость движения 4-5 км/час.
На базе нового японского гусеничного бронетранспортера SV-2 созданы
самоходные минометные установки SV и SX, вооруженные соответственно
81-мм и 106,7-мм минометами и 12,7-мм зенитными пулеметами.
Минометы устанавливаются в отделении для десанта, крыша которого в
походном положении закрывается тремя откидными крышками. Кормовая стенка
корпуса откидывается и служит аппарелью при погрузке и выгрузке
миномета.
Зенитный пулемет монтируется на турели, установленной на крыше носовой
части корпуса так же, как и на бронетранспортере SV-2; курсовой пулемет
в этом случае не устанавливается.
Опытные образцы этих машин изготовлены к 1959 г. Боевой вес их около 12
т, экипаж пять человек.
Машины состоят на производстве и поступают в войска.
Для использования в качестве легких противотанковых средств пехоты в
1956-1957 гг. для японских сухопутных войск изготовлены опытные образцы
спаренных 105-мм и 106-мм безоткатных орудий. Эти машины относятся к
классу легких гусеничных бронированных машин, предназначенных для
транспортировки противотанкового оружия пехоты.
Рис. 149. Самоходная установка M1 спаренных 105-мм безоткатных орудий
фирмы «Комацу».
Спаренная установка 105-мм безоткатных орудий M1 (рис. 149) изготовлена
в 1956 г. фирмой «Комацу». В этой машине спаренная система безоткатных
орудий размещается справа от кабины водителя на платформе, имеющей
ограниченный угол поворота в горизонтальной плоскости. Двигатель
размещается спереди, а ведущие колеса сзади.
Аналогичная машина, модель МП, создана в том же году фирмой «Мицубиси».
Установка орудий здесь аналогична установке их в машине M1.
Модели M1 и МП различаются в основном компоновкой силовых агрегатов. В
модели МП двигатель расположен сзади, а силовая передача и ведущие
колеса – спереди.
В обеих машинах установлены четырехцилиндровые дизельные двигатели
воздушного охлаждения с горизонтальным противоположным расположением
цилиндров мощностью 105 и 110 л. с.
Рис. 150. Самоходная установка SS-4 спаренных 106-мм безоткатных орудий
фирмы «Мицубиси».
Применение двигателей с горизонтальным расположением цилиндров и
открытая установка орудий на поворотной платформе позволили снизить
высоту машин соответственно до 1250 и 1200 мм.
В ходовой части обе модели имеют с каждого борта по четыре опорных катка
и металлическую гусеницу.
Подвеска в модели M1 индивидуальная с резиновыми упругими элементами, а
в модели МП индивидуальная, торсионная.
Машины весят 6 и 6,7 т, экипаж три человека. Боекомплект соответственно
6 и 10 выстрелов. Максимальные скорости движения – 50 и 53 км/час. Запас
хода 150 и 94 км. Удельное давление 0,53-0,54 кг!см2.
Машины обеспечиваются снегоходными гусеницами шириной 600 мм, при этом
удельное давление снижается до 0,23-0,24 кг/см2.
При ширине 2200 мм длина машин соответственно 4120 и 4000 мм.
В 1957 г. фирмой «Мицубиси» изготовлен усовершенствованный образец
аналогичной самоходной спаренной установки 106-мм безоткатных орудий
SS-4 (рис. 150).
В этой модели спаренная система монтируется открыто на вращающейся
платформе.
Кроме безоткатных орудий, САУ вооружена 12,7-мм пулеметом.
База новой машины несколько увеличена – вместо четырех установлено пять
опорных катков, ведущие колеса расположены спереди.
Машина весит 8 т, экипаж три человека. На ней установлен
шестицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения.
Эта самоходная установка изготовляется и поступает в войска. |