|
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА АРМИИ США. ПРОТИВОТАНКОВЫЕ САМОХОДНЫЕ
УСТАНОВКИ
Самоходная установка М56 «Скорпион» (рис. 27) вооружена 90-мм
противотанковой пушкой.
Рис. 27. Самоходная установка М56 «Скорпион».
Она принята на вооружение американской армии в 1957 г. и обращена на
укомплектование воздушно-десантных дивизий. Поступление машин в войска
началось с 1958 г.
Самоходные орудия М56 включены в танко-истребительные взводы боевых
групп этих дивизий. В воздушно-десантных войсках предполагалось заменить
ими буксируемые 76-мм и 90-мм пушки.
Машина весит 7,5 т. Корпус ее изготовлен из легкого сплава. Собственный
вес самоходной базы составляет 3,86 т; экипаж три человека: командир,
водитель наводчик (заряжающий).
Дальность действительного огня пушки 1820 м. Боекомплект перевозится
непосредственно в машине. Каждый выстрел укладывается в отдельном
водонепроницаемом алюминиевом контейнере.
Для ведения огня прямой наводкой на самоходной установке имеется один
оптический прицел с переменным увеличением, прицельные шкалы которого
позволяют вести стрельбу осколочно-фугасными, бронебойными,
подкалиберными и кумулятивными снарядами. Для ведения огня с закрытых
позиций предусмотрена установка обычных прицельных устройств.
В машине установлен 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения
мощностью 205 л. с., обеспечивающий ей удельную мощность около 28 л.
с./т. Максимальная скорость движения 50 км/час. Гидромеханическая
силовая передача «Кросс-Драйв» крепится к двигателю болтами, образуя с
ним один агрегат, который может демонтироваться из силового отделения
при обслуживании машины или замене агрегата.
Силовое отделение и ведущие колеса расположены в передней части машины.
Ходовая часть машины новой конструкции. Опорные катки большого диаметра
снабжены пневматическими бескамерными самозаклеивающимися шинами.
Давление в шинах 5,22 кг/см2.
Подвеска индивидуальная, торсионная. Резйно-металлическая гусеница
обеспечивает машине удельное давление на грунт, равное 0,35 кг/см2, и
позволяет преодолевать илистый, болотистый, песчаный и заснеженный
грунт.
Каждая гусеница состоит из двух лент, изготовленных из прорезиненной
ткани и армированных стальными тросами. Отдельные звенья ленты
соединяются между собой штампованными стальными обрезиненными
поперечинами.
Большинство узлов и агрегатов машины герметизировано. Электропроводка
выполнена водонепроницаемой.
С мая 1959 г. 90-мм самоходная противотанковая пушка с производства
снята. На этом шасси было решено устанавливать 106-мм безоткатное
орудие.
Гусеничную базу машины М56 «Скорпион» предполагалось использовать в
качестве многоцелевого шасси для создания плавающего бронетранспортера,
самоходных установок безоткатного 106-мм орудия, 81-мм и 106-мм
минометов, счетверенной установки 12,7-мм зенитных пулеметов и пусковых
установок ПТУРС.
Шестиствольная самоходная установка М50 «Онтос» (рис. 28) выпущена в
1955 г. Она представляет собой легкобронированную гусеничную машину
весом 8,5 т, вооруженную шестью безоткатными орудиями калибра 106 мм,
четырьмя 12,7-мм пристрелочными пулеметами и одним 7,62-мм пулеметом.
Установленные на машине орудия имеют в действительности калибр 105 мм.
Калибр 106 мм указывается условно для отличия этих орудий от 105-мм
безоткатного орудия старой конструкции.
Рис. 28. Шестиствольная самоходная установка М50 «Онтос».
При подходе к цели на дистанцию прицельного огня 1200 м наводчик
открывает огонь из одного или нескольких пристрелочных пулеметов. Пули
при встрече с целью разрываются и обозначают ее яркой вспышкой и дымом.
В этот момент стволы безоткатных орудий также будут наведены на цель и
из них можно открывать огонь. Стрельбу можно вести залпом из двух или из
всех шести стволов, а также одиночными выстрелами. После стрельбы машина
отходит в укрытие, где безоткатные орудия перезаряжаются. Заряжание
орудий производится с казенной части.
Два из шести безоткатных орудий могут быть сняты с машины для ведения
огня с грунта.
Автомобильный двигатель «Дженерал-Моторс» мощностью 146 л. с.
обеспечивает максимальную скорость движения 48 км/час.
В ходовой части машины использовались как металлические, так и
пневматические сдвоенные опорные катки.
Первоначально самоходные установки М50 предназначались для использования
в армии США в качестве истребителей танков. Однако испытания показали
нецелесообразность применения их в сухопутных войсках. Было выявлено,
что легкий вес самоходных установок «Онтос» позволяет использовать их в
десантных частях морской пехоты.
В 1963 г. в целях повышения маневренности на машины предполагалось
устанавливать 8-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 190 л. с.
Проводятся мероприятия по увеличению срока службы гусеницы до 4540 км
вместо 1600-2400 км. Модернизированный образец получит наименование
M50A1.
Самоходные установки противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС).
На вооружении армии США состоят самоходные пусковые установки
французских ПТУРС SS-10 и SS-11 с тремя направляющими, смонтированными
на 1/4-т автомобиле типа «Виллис», и десятью направляющими,
смонтированными на 3/4-т автомобиле «Додж». Расчет машин два человека
(Тактико-технические данные ПТУРС см. в табл. 7.).
Проводились испытания специальной пусковой установки управляемых
снарядов SS-10 на плавающем бронетранспортере М59, при этом расчет из
четырех человек и боекомплект из 12 снарядов размещаются внутри корпуса
машины.
В 1961 г. на вооружение армии США приняты французские ПТУРС SS-11 и «Энтак».
Снаряд «Энтак» принят в качестве легкого образца, а в качестве более
тяжелого образца, предназначенного в основном для запуска с подвижных
наземных и воздушных средств, используется ПТУРС SS-11.
На базе нового плавающего бронетранспортера М113 разрабатывается
самоходная пусковая установка ПТУРС (рис. 29).
Пусковое устройство представляет собой одну (на М113) или две (на М59)
направляющих. Снаряды вместе с пусковым устройством в походном положении
убираются внутрь корпуса.
Рис. 29. Бронетранспортер М113 с ПТУРС.
Пусковое устройство, поворачиваясь вокруг горизонтальной оси, позволяет
устанавливать снаряд на направляющую (заряжание) внутри машины, в боевом
отделении.
Наводятся снаряды по наблюдению через перископ, установленный в
командирской башенке бронетранспортера. |