История отечественного танкостроения в послевоенный период - 2000.
   

Основной боевой танк Т-80

 

Работы по газотурбинной силовой установке для танка велись в Советском Союзе еще с 1948 г. Первым практическим результатом стало создание к 1958 г. газотурбинного двигателя ГТД-1 мощностью 1000 л.с. на Ленинградском Кировском заводе. Двигатель предназначался для тяжелого танка Объект-278, что и предрешило его судьбу – тема была закрыта вместе с тяжелыми танками. Двигатель имел удельный расход топлива – 335 г/л.с.ч.
Следующим этапом стало начало в 1960 году работ на Уралвагонзаводе над газотурбинным танком Объект-167Т под руководством Л. Н. Карцева и создание газотурбинного двигателя ГТД-3 на базе вертолетного. Силовая установка с двигателем ГТД-ЗТ мощностью 800 л.с. была установлена на опытном Объект-167Т.
Работы по танкам с ГТД продолжались в Нижнем Тагиле до 1967 г. и, встретившись с целым рядом трудностей, были прекращены. Основными проблемами была низкая экономичность ГТД и сложная система воздухоочистки. Без серьезных капиталовложений и исследований создать жизнеспособный танковый ГТД было невозможно.

Объект-167Т

Специально для харьковского газотурбинного варианта Т-64 Объект-434Т, был создан вариант двигателя ГТД-ЗТЛ, мощностью 800 л.с. Работы по доводке Т-64Т шли до 1968 г., за время которых также был накоплен опыт, который пригодился в дальнейшем.
Совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного танка, было принято 16 апреля 1968 г. Первоначально речь шла об оснащении ГТД танка Т-64А силами Ленинградского КБ-3. Разработка самой силовой установки поручалась авиадвигательному КБ имени Климова.
Работа над танком с ГТД осуществлялась при мощной поддержке местных чиновников, которые считали необходимым, чтобы в Ленинграде производился свой тип танка. Немалые финансовые затраты, при таком подходе, встали на второй план, а технические проблемы при столь мощной поддержке казались вполне преодолимыми. Кроме того, немаловажным доводом в пользу ГТД является его большая техническая перспективность.
С приходом на пост министра обороны СССР Д. Устинова поддержка газотурбинного танка еще более усилилась. После восьмилетней работы, потребовавшей большого объема исследований и доводок, в июле 1976 г. результат совместной работы ЛНПО имени В. Я. Климова, КБ-3 Кировского завода и ВНИИТМ, под названием Т-80 приняли на вооружение. Новый танк сохранил некоторую степень преемственности, унаследовав от Т-64 трансмиссию, автомат заряжания и сходный комплекс вооружения, и башню (на первых модификациях).
Полной унификации не получилось, как и в случае с Т-72, созданный на базе ходовой Т-64 опытный танк Объект-219 Сп.1, в серию не пошел. При значительном изменении динамических характеристик нового танка ходовая Т-64 его удовлетворяла не в полной мере, но вместо ее усовершенствования, было опять принято решение создать новую ходовую. Вариант танка с новой ходовой Объект-219 Сп.2 и стал прототипом танка Т-80.

Объект-219 Сп.1, Объект-219 Сп.2 и Т-80

Конструкция ходовой Т-80 содержит опорные катки с наружной обрезинкой, гусеничную ленту, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой.

Элементы движителя Т-80. Гусеница: 1 - палец, 2 - скоба, 3 - гребень, 4 - звено трака, 5 - звено трака, 6 - резиновая втулка, 7 - резиновая подушка.

Звездный пробег (сравнительные испытания Т-64А, Т-72 и Т-80)

Масштабность испытаний необычайна: был сформирован танковый батальон, в состав которого входили три танковые роты из перечисленных выше марок танков и ремонтная рота. Испытаниями руководил председатель государственной комиссии генерал-майор Ю. М. Потапов. В состав комиссии входили, кроме представителей Минобороны, все главные конструктора, участвующих в испытаниях танков и их составных частей.
Ходовые испытания в объеме 12000 км совмещались со стрельбами и тактическими учениями на полигонах военных округов. Испытания жарой в летних условиях на полигонах Украины, Ростовской и Волгоградской областей, Туркмении сменились испытаниями холодом в зимних условиях в г. Нижний Тагил, где производилась разборка и дефектация танков Т-72 после испытаний.
Результаты анализа ремонтопригодности трёх марок вышеуказанных танков показали, что при их разработке конструкторы увлеклись созданием оригинальных деталей и сборочных единиц. Разунификация танков привела к тому, что на первых порах для каждого из них были разработаны свои подвижные средства ремонта и технического обслуживания, оснащённые различными по конструкции специальными приспособлениями и ключами.
Вспоминает председатель комиссии – первый заместитель командующего 6-й гвардейской танковой армией, генерал-майор Потапов: «Начали мы испытания в июне и завершили в ноябре месяце 1972 г. На второй день марша мы вышли на Овручский полигон, и случилось непредвиденное происшествие. Все танки Т-72 вышли из строя. Ведущие колёса оказались разрезаны пополам ограничителями (клыками) гусениц. Гусеницы постоянно смещались в сторону шейки ведущих колёс и постепенно порезали её. Обстановка складывалась так, что нужно было прекращать испытания. Главный конструктор В. Н. Венедиктов попросил у меня неделю для устранения недостатков в конструкции. Я доложил Устинову, что есть целесообразность дать Бенедиктову это время. С завода Нижнего Тагила приехала группа специалистов, и решение оказалось простое. В ведущее колесо вварили ограничительное кольцо, как это было на немецких танках Pz.V Пантера. Потеряв 10 дней, мы продолжили марш уже по белорусским крупнозернистым пескам на Слуцкий полигон, где отстреляли боевые стрельбы, провели вождение на танкодроме. Обратный путь, в направлении Бердичев, Днепропетровск, Донбасс, Новочеркасск, прошел относительно спокойно, без больших поломок. Были отдельные недостатки, но они устранялись на привалах.
На этом отрезке маршрута лучшие достижения показала рота Т-80, потом Т-72. Слабым местом у танка Т-80 был большой расход горючего. При подходе к Новочеркасску я позвонил командующему войсками СКВО, чтобы в районе окружного полигона к нашему прибытию подготовили кольцевой маршрут в 70-100 км для вождения по сложному рельефу местности. Просьба была выполнена, но маршрут подобрали по хорошим грунтовым дорогам. Я вынужден был сам искать сложный маршрут, и я его нашёл вдоль берега р. Дон. Рельеф был сложный, через каждые 100 м глубокие овраги и промоины. Танки в этих условиях непрерывно спускались вниз и сразу же шли на подъём.
Этим мы проверили надёжность двигателей, так как непрерывно менялась нагрузка на него. В результате, на танке Нижнего Тагила Т-72, двигатель вышел из строя. Главный конструктор В. Н. Венедиктов, пытался обвинить механика-водителя, что тот забыл поставить на место крышку от водяной системы. Механик-водитель сознался, что ему пытались подарить радиоприёмник, чтобы он подтвердил слова главного конструктора. То есть была попытка скрыть серьёзный недостаток в работе двигателя танка Т-72.
За 16 лет работы с В. Н. Бенедиктовым я убедился, что он постоянно занимался приукрашиванием, вводом в заблуждение руководства ГБТУ о состоянии дел по проводимым им работам. К этому он приучил и своих подчинённых в КБ. Таких явлений у главных конструкторов Т-80, товарища Попова Николая Сергеевича и у товарища Морозова, главного конструктора Т-64, не наблюдалось. Эти конструкторы были всегда правдивы, не занимались приукрашиванием состояния работы по созданию и модернизации танков.
Этим примером я хотел показать, что между создателями танков была жёсткая конкуренция, что не позволило нам решить вопрос о едином танке, каждый хотел, чтобы его танк был основным.»

По поводу дальнейшей ситуаций в 1973 проходили совещания МО СССР ряд сообщений из которых приведены:

Из выступления Воронина (заведующий отделом ЦК КПСС) – Объект-172М – хороший танк, по своим ТТХ у танка Объект-172М, нет преимуществ по сравнению с Т-64А, но есть недостатки. Т-64А – легче танка Объект-172М. Объект-172М, не прошёл полностью войсковые испытания. Целесообразнее, производить на всех заводах танк Т-64А. Странам Варшавского договора, передать Объект-439 для производства где-то в 1976 году. Вывод: начать выпуск Т-64А в Нижнем Тагиле с 1974 года.
Из доклада Потемкина (ВНИИТрансМаш) – 45 образцов танка Объект-172М прошли заводские испытания общей протяжённостью 50000 км. Удалось создать танк с высокими тактико-техническими характеристиками. После 6000 км – замечания по коробкам передач {1 и 2 планетарные ряды), гусеницы – нет гарантии в их надёжности. По надёжности Объект-172М и Т-64А – одинаковы, кроме повышенного ресурса двигателя В-46.
Из доклада Воронина (заведующий отделом ЦК КПСС) – Возможные варианты производства танков: 1) в мирное время – все заводы производят Т-64А, а ЛКЗ – Объект-219, в мобилизационный период – все заводы производят Т-64А с двигателем 5ТДФ – такой вариант нецелесообразен; 2) в мирное время – все заводы производят Объект-172М, ЛКЗ – Объект-219, в мобилизационный период – все заводы производят Объект-172М – нереально.
3) В мирное время ХЗТМ – Т-64А, УВЗ, ЧТЗ и Омский бронетанковый завод – Объект-172М, а ЛКЗ – Объект-219, в мобилизационный период – ХЗТМ, ЛКЗ и Красное Сормово – Т-64А, а остальные – Объект-172М; 4) (вариант наиболее рациональный) в мирное время – всe заводы производят Т-64А, а на одном из наших заводов, в ПНР и ЧССР производится Объект-439Б, в мобилизационный же период – ХЗТМ, ЛКЗ и Омский бронетанковый завод – Т-64А, остальные Объект-439Б, УВЗ – Т-64А с В-46.
Вывод: Танк Т-64А – предпочтительней. Целесообразно производить Т-64А с двигателем 5ТДФ и танк Объект-439. Двигатель В-46 сегодня, более технологичен и экономически целесообразен, но по 5ТДФ есть возможность снизить трудоёмкость на 340 часов.
Из выступления заместителя начальника секции № 6 НТС МОП Кучеренко – Не было бы танка Т-64А, не было бы и танка Объект-172М, но по танку Объект-172М, имеются теневые вопросы. Недостатки – в транспортёре автомата заряжания размещены 22 выстрела вместо 28 в механизме заряжания танка Т-64А, что на 21% меньше, и многое другое.

Мнение главного конструктора А. А. Морозова по поводу сложившейся ситуации
И так, наконец, наступило так долго подготавливаемое начало конца. Приказом МОП № 317, во исполнение Постановления Правительства от 06.07.1976 г. на вооружение принят третий тип среднего танка Т-80 (Изделие-219) и организация его серийного производства на Омском, Харьковском и Ленинградском Кировском заводах. До полного перехода этих заводов на выпуск Т-80, они должны проводить подготовку производства, а Завод имени Малышева вместе с ЛКЗ – доработать конструкцию Т-80.
Всё это создает условия, что примерно до 1980 года, все четыре танковых завода СССР (УВЗ, ЗТМ, Омский бронетанковый завод и ЛКЗ) будут выпускать три типа, по сути одинаковых по своим боевым и техническим качествам машин, создавая при этом исключительную сложность в производстве, эксплуатации, ремонте, обучении и снабжении комплектующими узлами.
Больше того, вся эта смесь машин (Т-64А, Т-72, Т-80, Кобра), будет довольно длительное время находиться на эксплуатации в войсках, усугубляя этим всю сложность эксплуатации разных типов машин, сохраняя при этом производство и отпуск какой-то части их узлов и деталей для обеспечения нужд эксплуатации и ремонта. Всё это будет продолжаться в течение следующего 5-летия, а может и 10-летия, то есть до 1990 года. Получается далеко неприглядная картина очень непродуктивной, дорогой и длительной по времени работы заводов по перестройке производства и малым поступлением новых машин в войска.
Этот вопрос ещё хорошо не продуман и его надо ещё очень тщательно прожевать. По всему видно, что подготовка предложений по танку Т-80 и рекомендации его производства на заводах Ленинграда, Харькова и Омска, глубоко не проанализирована и требует ещё анализа и обсуждения.
Другой стороной этого дела, не менее опасная для развития танков на последующие годы, являются массовое отвлечение технических сил всех заводов и КБ на проработку, унификацию, подготовку производства и выпуск танка Т-80 и остановка работ по перспективным направлениям: поиска новых решений и новых образцов. Во всяком случае, до 1980 года, это никому из заводов и КБ не поручено, а немцы и американцы, при всех условиях, к этому времени выйдут с новыми образцами ХМ и Леопард. А что мы к этому времени будем иметь? За душой практически ничего, так как за три года (1977, 1978 и 1979) много, а тем более чего-то особенного, не сделаешь. Получается, что мы идем в тупик и можем потерять своё лицо в танковом вооружении в сравнении с Западом и тем создать очень опасную ситуацию, которую быстро исправить уже будет невозможно. Тут где-то и кем-то допущена большая ошибка или просто непонимание задач, которые мы должны ставить перед собою в интересах сохранения своего превосходства в танковом вооружении.