История отечественного танкостроения в послевоенный период - 2000.
   

Изделию Ольха зеленую улицу

 

Д. Ф. Устинов (1908-1984 гг.) – Маршал Советского Союза. В 1941-1946 гг. – Нарком вооружения СССР, с 1976 г. – Министр обороны СССР.

Разнобой в танковом парке беспокоил военных, и на поток решили ставить унифицированную машину, сочетавшую шасси Т-80 и перспективную литую башню разработанного для усовершенствованного варианта Т-64Б – Объект-476. Три таких танка было построено к февралю 1976 года. Новая объемистая башня, несла современные приборы управления огнем и комбинированную бронезащиту. Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние крышки помещался комбинированый наполнитель.
Компромиссное решение получило поддержку Ленинградцев, у которых занятость всех сил на ГТД не оставляла времени на разработку собственной системы вооружений и башни. Модернизированный Т-80, с башней танка Объект-476, получил название Т-80А (Объект-219А), или же Изделие Ольха. Башня была оснащена комплексом управляемого вооружения 9К112-1 и новым МЗ – 6ЭЦ43.
Усовершенствованный вариант танка Объект-219А, с встроенной динамической защитой, с СУО 1А45 Иртыш и КУВ 9К119 Рефлекс – Т-80У (Объект-219АС). Ответственным от Ленинградского КБ, был назначен Генеральный конструктор Н. С. Попов, за башню и вооружение от ХКБМ – Н. А. Шомин. Завод в Харькове должен был выпустить Т-80А уже в 1982 году, однако из-за проблем с двигателем (Изделие-37) мощностью 1200 л.с., его пришлось заменить форсированным ГТД-1000ТФ (Изделие-38Ф), мощность которого подняли до 1100 л.с., и к концу 1983 года, ХЗТМ в кооперации с Ленинградом и Омском, собрал первый десяток газотурбинных танков.

Генеральный конструктор Н. С. Попов

С созданием усовершенствованной версии танка Т-80, наконец-то появился шанс наладить производство единого основного танка для армии страны и покончить с разунификацией. Усовершенствованную версию танка Т-80 с улучшенной защитой, решили запустить в массовое производство сразу в Ленинграде, Омске и Харькове. Но ставка на единый танк с ГТД оказалась ошибочной. У ГТД было два важных недостатка – большой расход топлива и высокая стоимость.
В начале 80-х годов, ЛНПО имени Климова, для нового производства Т-80У на предприятии Завод имени Малышева, разрабатывала двигатель ВГТД-1000ТФ. Основными особенностями этого агрегата, являлись использование осецентробежного компрессора, увеличение температуры газа, охлаждение турбин компрессора и лопаток соплового аппарата первой ступени, двухступенчатая турбина с РСА, без теплообменника. Осевой компрессор имеет больший КПД чем центробежный и позволял создать ГТД с сниженным потреблением топлива.
Но разработка двигателя задержалась и срок предъявления на приемочные испытания – 1983 год, не был выдержан. Новые ГТД не выдерживали испытаний на лесовой и кварцевей пыли, а также горячие испытания.
Сам план подготовки производства в Харькове ГТД за 3 года, казался авантюрой. Приказ от 1977 года, о подготовке производства ГТД в 1978 году, и серийном в 1980. Само производство готовили без отработанной конструкторской документации и самой готовой конструкции двигателя – такое явление, не имеет аналогов в мировой практике. Тем временем, строили цеха жаропрочного литья, сборочные линии, строительство велось круглосуточно, силами Советской Армии под контролем ЦК КПСС. Производство двигателя требовало закупки множества станков за рубежом и освоения сложных технологий по отливке в вакууме с направленной кристаллизацией жаропрочных материалов, внедрение технологии керамического напыления и т.п.
Сколько народных средств было потрачено на эту авантюру не известно. В итоге двигатель так и не был разработан в срок.

Т-80У (Объект-219АС) с установленной ВДЗ Контакт-5

После смерти сторонника единого газотурбинного танка, маршала Советского Союза, министра обороны Д. Ф. Устинова в 1984 году и после того, как 1 июля 1985 года пленум ЦК освободил от обязанностей члена Политбюро и первого секретаря Ленинградского обкома партии Романова, который также отстаивал эту идею, производство газотурбинных танков в Харькове, сошло на нет. Никакого смысла производить дорогой и менее экономичный ГТД, приналичии двигателей 6ТД-1 и 6ТД-2 той же мощности, не было.
В итоге, на 1989 год, в СССР опять выпускались три модели основных боевых танков – Т-80У, Т-80УД и Т-72Б (Т-72БМ) с разными силовыми установками.

Т-80УД / Т-84 и дизели 6ТД (6ТД-1, 6ТД-2) / 2В-12

К середине 80-х годов, приоритеты стали меняться. С кончиной Устинова 20 декабря 1984 года, поддержка Ленинградского КБ-3 ослабилась, а апрельский пленум 1985 года, сказался и на судьбе Романова. ХКБД предложило свой мощный и экономичный дизель 6ТД, мощностью 1000 л.с. По схеме он принципиально не отличался от 5ТД и был с ним унифицирован на 70%. Работы по двигателю начались еще в начале 70-х. МТО с новым двигателем предназначалась для модернизации серийных танков Т-64А, Т-64Б и Т-64Б-1 и для разработки усовершенствованной версии танка Т-64 – Объект-476, который был готов в феврале 1976 года.
Однако, так как в этот период решения принимались сторонниками танков с ГТД, производство усовершенствованной верси танка Т-64 с новой башней и новым МТО с двигателем 6ТД, не началось. Так же, не были реализованы планы по оснащению усовершенствованных танков Т-64, уже принятых на вооружение в 1981 году под марками Т-64АМ, Т-64АКМ, Т-64БМ и Т-64Б-1М, новыми МТО. Вместо этого был предложен вариант кооперации Ленинградских и Харьковских танкостроителей, что привело к созданию танков Объект-219А и его усовершенствованной версии Объект-219АС, которые описаны выше. Таким образом, Харьковские танки получили ходовую от Т-80, которая не имела существенных преимуществ перед ходовой Т-64, но при этом была в 3 раза дороже.
В итоге харьковские двигателестроители доказали превосходство своих дизелей перед ГТД, а в верхах начала назревать еще одна авантюра, в виде Х-образного дизеля 2В-12.

Т-80УД (Объект-478Б)

Казалось, что все проблемы по танковому двигателестроению решены: выбран тип двигателя, ведется его серийное производство, организован выпуск танков Т-80УД с этим двигателем, двигатель типа 6ТД используется в перспективных разработках. Но дальнейшие события показали, что мы напрасно успокоились (вспоминает главный конструктор Н. К. Рязанцев).

Н. К. Рязанцев и двигатель 6ТД

В. И. Бутов и двигатель 2В-12

30 июня 1989 года состоялась коллегия Министерства обороны СССР под председательством Д. Т. Язова, на которую были приглашены руководители и ведущие специалисты Министерств оборонной и авиационной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Госплана, ЦК КПСС.
Темой коллегии вновь был вопрос о перспективе развития танкового двигателестроения. И опять, как и 17 мая 1985 года, докладчиком был заместитель Главкома Сухопутных войск по вооружению, генерал-полковник Павел Иванович Баженов. Но если на предыдущей коллегии, П. И. Баженов доказывал, что альтернативы двигателю 6ТД не существует и он должен заменить ГТД на предприятии Завод имени В. А. Малышева, то на данной коллегии его выступление было абсолютно противоположным.
Двигатель 6ТД имеет высокий уровень форсирования, ненадежен, не имеет перспективы развития. Хотя завод и выпускал Т-80УД, он рекомендовал его только для модернизации Т-64. А перспективным двигателем по его мнению являлся 2В-12 ЧТЗ, который разработан по технологии В-2.
Его выступление было неожиданным для многих, к примеру, начальник ГБТУ, генерал-полковник Галкин сказал: «П. И. Баженов в своем заявлении задал не правильный тон. У нас сложившиеся КБ и заводы, которые работают по заданию Министерства обороны. А двигателя 2В-12 пока нет.»
Выступление А. А. Галкина, поддержал заместитель Министра оборонной промышленности М. А. Захаров: «У нас есть ясность по двигателям. Закончена подготовка производства двигателя 6ТД-1. Организован его выпуск. Проведены МВИ двигателя 6ТД-2. Есть двигатель на перспективный танк. Чтобы оценить двигатель 2В-12, нужно провести испытания хотя бы 20 двигателей в танке.»
После выступления В. И. Бутова и Н. С. Попова, было предоставлено слово мне. До начала совещания, до нас дошли слухи, что П. И. Баженов будет выступать с ревизионистской речью. Но мы не знали ее содержания. Поэтому было подготовлено два варианта моего выступления: первый – лояльный в случае нейтрального доклада, второй – резкий ответ докладчику в случае отступничества его от прежней идеологии. После объявления моего выступления, сидящий впереди меня Генеральный директор В. В. Пивоваров, повернулся и сказал: «Карпович, выступай по второму варианту.»
В выступлении я сказал, что, обосновывая необходимость двигателя 6ТД для Советской Армии, буду использовать аргументы, которые приводили Вы, товарищ Баженов, на предыдущей коллегии: разработаны двигатели мощностью 1000, 1200, 1500 л.с.: опыт эксплуатации показал, что двигатель 6ТД-1 надежен, ремонтопригоден; целесообразно устанавливать двигатель 6ТД-1 в танк Т-80У. На этом основании выпущено постановление об организации производства двигателя 6ТД-1. Сегодня, Вы это опровергли и сказали все наоборот. Так когда же вы были искренни и когда говорили правду?
Но на этом, страсти по выбору типа двигателя не прекратились, 24-26 июля 1989 года, Харьков посетил О. Д. Бакланов – председатель Совета национальной безопасности и обороны. Для участия в совещании были приглашены руководители Министерства оборонной промышленности.
Главный конструктор ЧТЗ В.И. Бутов сообщил, что создается семейство двигателей типа 2В. Двигатели в 6 и 16-цилиндровом исполнении, прошли приемочные испытания. Изготовлено шесть двигателей в двенадцатицилиндровом исполнении – 2В-12, три из которых установлены в танк Т-72, наработка их составляет 110-190 часов. По его мнению, надо решить вопрос, какому двигателю отдать приоритет – 6ТД или 2В-12?
Мне кажется, он получил правильный ответ от начальника ГБТУ А. А. Галкина: «Двигатели 6ТД и 2В-12, находятся на разных этапах развития. Двигатель 6ТД, с 1987 года, серийно устанавливается на танк Т-80УД. Двигатель 2В-12 не прошел никаких видов официальных испытаний, отсутствует постановление о его производстве.»

На фото пожар МТО БМД-4 с двигателем 2В после парада на Красной Площади в Москве

Что показало время в этой истории с двигателями 2В и 6ТД? Сейчас двигатели 6ТД и 3ТД, производятся серийно, устанавливались и устанавливаются на таких танках, как Т-80УД, Аль-Халид, Т-84, БТР-4, а также на китайском МБТ-2000. Двигатель 2В изготовлен небольшой партией для СПТП Спрут и БМД-4. При чем на модернизированной БМД-4М, от двигателя 2В, отказались. Вместо него, там установили УТД-32 (из Барнаула). Время показало несостоятельность идеи двигателя 2В, который так и не устанавливался на танках, спустя 20 лет после описываемых событий. История расставила все на свои места.
Но последний экзамен, харьковский танк сдал еще при СССР, где в период с 7 апреля по 15 ноября 1991 года на полигонах в Кубинке, Дорогобуше, Загорске и Щелково, проходил испытания танк Т-84. За период испытаний, двигатель отработал 512 часов, танк прошел 10 000 км. По результатам испытаний, комиссия рекомендовала танк к принятию на вооружение Советской Армии. Но, эти рекомендации были даны в декабре 1991 года, когда Советский Союз перестал существовать.

Т-80УД и новые реалии

В 1988 году, танк Т-80УД, был оснащен встроенной динамической защитой Контакт-5. Всего было произведено, около 700 танков этого типа. Большая часть из них оказалась в России, поступили они в большинстве в элитные, 2-ю мотострелковую Таманскую и 4-ю Кантемировскую танковую, дивизии.
Судьба этих танков в России, как и Т-64 довольно печальна, после выработки ресурса они утилизируются, т.к. закупки Россией украинских двигателей, не планируется.
Тем не менее, в судьбе Т-80УД произошел неожиданный поворот, не сумев стать основным танком в России, и на Украине, он стал основным танком Пакистанской армии. В 1993 и 1995 годах, танки Т-80УД проходили испытания, в рамках тендера на поставку нового ОБТ для этой страны.
В 1996 году, Пакистан заключил с Украиной контракт на поставку 320 Т-80УД. Первая партия (15 машин), была поставлена в начале 1997 года, вторая партия из 35 машин в середине того же года (это были машины из числа 52 ранее собранных заводом, но не поставленных в войска) и в 1999 году, контракт был успешно выполнен.
Выполнение этого контракта, потребовало предельной концентрации сил от украинских танкостроителей, т.к. многие комплектующие танка выпускались в России, например пушки к нему. В 1998 году, удалось наладить производство целого ряда танковых пушек калибра 30, 120, 125 и 140 мм, отличающиеся высокими показателями, не уступающими лучшим мировым аналогам.
Именно в этот период, в российской прессе и интернет-изданиях, появилась серия заказных статей, критикующих украинское танкостроение в целом, и двигатели 6ТД-1И в частности. Тем не менее, практика опровергла все эти публикации, пакистанские военные, были полностью удовлетворены характеристиками танка Т-80УД и надежностью его силовой установки, в которой был введен ряд усовершенствований. Силовая установка танка, показала превосходную надежность, в условиях экстремального пустынного климата восточного Пакистана.
Именно поэтому, в качестве МТО для своего новейшего танка Аль-халид, разработанного украинскими, китайскими и пакистанскими конструкторами, было принято МТО (двигатель, автоматическая трансмиссия, система охлаждения) с двигателем 6ТД-2И, мощностью 1200 л.с.
Наряду с украинским двигателем 6ТД, в Пакистане испытывали еще 3 прототипа с различными силовыми установками. Среди которых было МТО с английским дизелем Perkins Condor мощностью 1200 л.с., немецкие MTU-871/MTU-396 и TCM AVDS-1790. Все вышеперечисленные зарубежные двигатели, не выдержали испытаний сурового жаркого климата юга Пакистана.
Производство установочной партии танков Аль-Халид, осуществлялось на предприятии Хэви Индастриз Тэксила в Пакистане. Первая из машин установочной партии, была собрана в марте 2001 года, производство и совершенствование танка Аль-Халид продолжается и сегодня. Таким образом, весь парк современных пакистанских танков (Т-80УД и Аль-Халид) унифицированы по МТО. Для истории отечественного танкостроения этот случай уникален, никогда до этого на основе отечественного МТО не создавался перспективный зарубежный танк.

1 – Танк Аль-Халид последних серий с двигателем 6ТД-2.

2 – Танк Аль-Халид с двигателем 6ТД-1.

3 и 4 – Т-80УД вооруженных сил Пакистана (Объект-478БЭ). Моторесурс двигателя 6ТД, составляет 800 часов, гарантийный ресурс – 500 часов, с применением масел украинского производства.

Стоит отметить и другие преимущества харьковского танка перед аналогами. На танках последних партий, было внедрено много систем и узлов Т-84, в том числе новая сварно-катаная башня, изготовленная из высокопрочных броневых сталей с электрошлаковым переплавом. Сталь с ЭШП, обеспечивает прирост стойкости на 10-15 процентов по сравнению со сварной башней из броневых сталей средней твердости, применяемой на танках Т-90С, которые были поставлены в Индию. Крыша башни Т-80УД (Объект-478БЭ) / Т-84, выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства, в отличие от Т-90С, у которого крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. Также, довольно странным является то, что Т-90 имеет конструктивно более низкую защиту башни, по отношению к корпусу (теоретически должно быть наоборот).

Т-80УД со сварной башней (Объект-478БЭ)

Также стоит отметить, что улучшенная архитектура Т-80УД, снижает эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели и средства снижения заметности в радиолокационном и ИК-диапазоне длин волн. Т-90С имеет в 1,2...1,5 раза, большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя – на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения и обнаруживается средствами разведки с большей дальности. Т-90С, при внешней схожести с Т-84, выглядит более архаичным.

Танк Т-84, сейчас находится на вооружении Украины. В 2000 году, Министерство Обороны Украины заказало 10 новых танков Оплот. Танки поступи в основном в учебные центры. Из-за хронического затяжного кризиса в стране, оплата за танки от министерства обороны в срок не поступала. В 2010 году, на вооружение был принят модернизированный танк Оплот-М (БМ Оплот).